Новости

Новая выставка в Яд ваШем демонстрирует силу фотографий, запечатлевших ужасы нацизма

28 января 2018, 12:09 Холокост
Поделиться

Просматривая видеоролик о еврейских детях за заграждениями из колючей проволоки в лагере смерти Аушвиц, 79-летняя Вера Кригель-Гроссман взволнованно указывает пальцем на экран. Темноволосая девочка в грязной полосатой робе – это 6-летняя Вера. «Я не могу поверить, что это случилось со мной, – сказала она 24 января. – Я не была там ребенком. Я была взрослым … как будто мне было 100 лет».

Архивные кадры, снятые советскими освободителями Освенцима, являются частью последней выставки мемориала Холокоста Яд ва-Шем, открытой в преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января. 1500 фотографий и 13 кинофильмов, представляющих историю с разных точек зрения – и жертв, и преступников, похоже, предлагают сегодняшним посетителям, пресыщенным СМИ, новый взгляд на ужасы Холокоста. Фотография, возможно, более чем что-либо еще, сформировала нашу память о Холокосте. «Выставка нацелена на мозг, а не на сердце, – сказал Даниэль Узиэль, исторический консультант выставки «Вспышки памяти». – Мы просим посетителя заглянуть за рамки изображения и рассмотреть более широкую историческую перспективу».

Она включает в себя материалы, созданные нацистами, которые были частью их обширной пропагандистской машины, направленной как на усиление их имиджа – например, как знаменитые фильмы Лени Рифеншталь, так и на изображение еврея как дряхлого, зараженного болезнями и зловещего существа, достойного истребления. Также в выставке демонстрируются яркие фотографии американских войск, которые освобождали лагеря смерти — изображения истощенных выживших, забитых золой подвалов крематориев, груды трупов и немецких гражданских лиц, которых они заставили хоронить их, чтобы впоследствии те не могли говорить о своем незнании. Помимо того они служили жизненно важными будущими доказательствами для осуждения нацистских преступников, и были направлены на перевоспитание послевоенного немецкого населения и использования в Америке, чтобы оправдать огромные затраты и жертвы вступления в войну.

Возможно, наиболее пронзительными являются фотографии, сделанные самими еврейскими жертвами в разных гетто, некоторые из которых служили нацистам, а некоторые были сделаны в отчаянной попытке задокументировать зверства против них, чтобы служить в качестве будущего доказательства. Например, Цви Кадушин, подпольный фотограф в Ковненском гетто, сделал фотографии с большим личным риском и получил необходимую документацию. «Они использовали эти образы, чтобы доказать немцам их полезность, их эффективность, – сказал Узиэль. – С другой стороны, евреи также искали без разрешения документы о преступлениях, совершенных немцами».

Шесть миллионов евреев были убиты нацистами и их сообщниками во время Холокоста,. Была уничтожена треть мирового еврейства. Организация Объединенных Наций назначила 27 января Международным днем ​​памяти жертв Холокоста, отмечая дату освобождения лагеря смерти Аушвиц в 1945 году.

Это тот день, который Гроссман считает своим вторым днем рождения, поскольку она была избавлена ​​от ужасов лагеря и освобождена. «Бог открыл небо и послал нам ангелами и спас нас, – вспоминала она о своих мыслях, когда она увидела советских солдат, которые позже сняли ее, и номер, вытатуированный на ее руке. – Я счастлива, что это было задокументировано». Отец Гроссман был удушен газом и сожжен в крематории лагеря, а она и ее сестра-близнец Ольга были подвергнуты беспощадным экспериментам печально известного нацистского доктора Йозефа Менгеле. Она сказала, что только ее сопротивление этому удерживало ее в живых. «Я сказала себе, что если он скажет мне сделать что-то, я бы сделала наоборот, потому что он не имел права делать это со мной, – сказала она. – Он забрал мое тело, потому что он мог это сделать, но он не мог забрать мой разум».

Гораздо менее охотно обсуждали свои переживания 80-летние близнецы Лиа Хубер и Джудит Барни. Фотографии вернули их к воспоминаниям, которые они изо дня в день подавляли. «Это похоронено в наших сердцах, и мы об этом не говорим, – сказала Хубер. – Если вы хотите выжить и продолжать жизнь, вы должны и жить с тем, что у вас есть, и продолжать это».

Фотографии из разных мест фашистских преследований евреев разбросаны по столам, чтобы изобразить хаос, в котором они были взяты. Но именно демонстрация нацистской пропаганды в музее, в частности, представляла самую трудную дилемму для Яд Вашем. Вивьен Урия, куратор выставки, сказала, что они попытались сбалансировать это с артефактами и показаниями выживших и жертв, которые высказали свою точку зрения. В конечном счете, однако, она отметила, что оказались важны визуальные эффекты, и зрителям приходилось рассматривать эту темную эпоху с критическим взглядом на всех тех, кто ее задокументировал. «Камера и ее мощность имеют огромную силу и далеко идущее влияние, – сказала она. – Хотя фотография претендует на то, чтобы отражать реальность, как она есть, она на самом деле является ее интерпретацией».

Associated Press

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции