Новости

«Необычайно мужественный поступок»: активист из числа австралийских аборигенов, протестовавший против нацистской Германии

2 марта 2023, 16:00 искусство, Холокост
Поделиться

Однажды декабрьским утром 1938 года старейшина йорта-йорта Уильям Купер возглавил группу активистов Лиги австралийских аборигенов в двухчасовом марше от Футскрея (пригород Мельбурна) к немецкому консульству на Коллинз-стрит в Мельбурне, пишет журналист «Guardian Australia» Уолтер Марш.

Волна насилия, известная как «Хрустальная ночь», прокатилась по нацистской Германии месяцем ранее, и организация Купера планировала заявить о своем «решительном протесте против жестокого преследования еврейского народа». «Наш народ претерпел много жестокости, эксплуатации и непонимания как меньшинство от рук другого народа», — гласила их резолюция. «Нацистское правительство имеет консульство здесь, на нашей земле. Давайте отправимся туда и заявим о нашем протесте». Им отказали, но эта история стала редким актом общественной солидарности в то время, когда многие нееврееи не хотели вмешиваться. «Хрустальная ночь» побудила правительство Австралии, наконец, расширить прием иммигрантов, но с оговорками, в том числе с новым законопроектом о регистрации иностранцев, чтобы развеять опасения по поводу еврейской ассимиляции.

Когда 75 лет спустя певец и автор песен из Мельбурна Лиор услышал эту историю, он был «совершенно потрясен». В то время он и композитор Найджел Уэстлейк обдумывали композицию, дополняющую их цикл песен 2013 года «Сострадание». Проект, основанный на древних текстах на иврите и арабском языке, представлял собой обширную оркестровую медитацию о мире и межкультурном взаимопонимании. Пока они пытались создать продолжение, Лиор начал искать историю, которая воплощала бы эти темы «в реальном мире». История этого марша и жизнь Купера, полная активности и солидарности, были именно тем источником вдохновения, который они искали.

Примечательно, что многие из поднятых Купером вопросов — от исторического Дня траура 26 января 1939 года до его безуспешной попытки обратиться к королю Георгу VI с петицией о закреплении представительства аборигенов в федеральном парламенте — продолжают подниматься активистами коренных народов. «Когда я услышал эту историю об Уильяме Купере, я подумал: «Этот необыкновенный акт мужества, сочувствия и сострадания — это воплощение того, о чем говорили эти древние тексты», — говорит Лиор. «Я думаю, что это знаковый момент в истории Австралии и своего рода вдохновляющий маяк, если хотите, как на личном уровне, так и на уровне общества». Лиор и Уэстлейк нашли важного соратника в лице доктора Лу Беннетт, певицы и композитора «Yorta Yorta Dja Dja Wurrung», возможно, наиболее известной своей работой в фолк-группе «Tiddas». Беннетт также является уважаемым ученым с докторской степенью, исследующей область репатриации суверенных языков, но, возможно, наиболее трогательно то, что история Купера, брата ее бабушки Ады, является частью истории ее семьи.

Подобно тому, как «Сострадание» опирается на древний иврит и арабский язык, в основе этого нового цикла песен под названием «Нгапа Уильям Купер» — «нгапа» на языке йорта-йорта означает «дедушка», также лежит язык. И, как и «Сострадание», его создание исследовало не только общие резонансы между языками, но и те случаи, когда перевод может зайти слишком далеко. «Как и во многих языках коренных народов, слова могут иметь несколько значений», — пишет Беннетт в примечаниях к циклу. Но когда европейские колонисты пытались зафиксировать разговорные языки в словарях и списках слов, они не всегда делали это правильно, «часто переводя лишь одно значение. Художественное использование языка дает возможность вернуть в слова несколько значений».

Лиор и Беннет будут выступать вместе с Австралийским струнным квартетом, а слова самого Купера будут переданы одним из его племянников, старейшиной йорта-йорта, доктором Уэйном Аткинсоном. Его кульминацией является пьеса под названием «Протест», в которой Беннетт в значительной степени опирается на эти семейные узы: «Бывают моменты, когда я пою, я чувствую, как во мне звучат голоса моих предков, и мой голос меняется от нежности к уверенности, от молодого к старому».

Для Лиора голос Беннет и язык йорта-йорта добавили «Нгапа Уильям Купер», премьера которого состоится в двух выступлениях на фестивале в Аделаиде 5 и 7 марта, «совершенно другое измерение». С момента премьеры «Сострадания» десять лет назад Лиор заметил, что всякий раз, когда оно исполняется, он читает аннотации, в которых говорится, что его сообщение «актуально сейчас как никогда». Как и «Сострадание», аспекты «Нгапы Уильяма Купера» действительно резонируют с сегодняшним днем. Но для Лиора эти темы «актуальны всегда». «Сострадание — это одна из тех вещей, о которых нам постоянно нужно напоминать себе», — говорит он.

Купер умер в 1941 году; почти 70 лет спустя он был отмечен израильским Мемориалом Холокоста «Яд Вашем». Слова его декларации 1938 года, процитированные в последнем пассаже «Нгапа Уильям Купер», сохранились во всем, что он вдохновил с тех пор: «Наше перо — это наш копье / Давайте иметь смелость использовать его / Потому что сопротивление – это отказ уступить молчанию».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции