Неизвестные ранее произведения Кафки могут быть вскоре обнародованы после суда по делу о его литературном наследии
Давным-давно спрятанная коллекция неопубликованных произведений Франца Кафки вскоре может быть обнародована после десятилетней битвы за его литературное наследие, которую сравнивают с некоторыми из его сюрреалистических рассказов.
На прошлой неделе окружной суд Цюриха оставил в силе приговор израильского суда по этому делу, постановив, что можно открыть несколько сейфов в этом швейцарском городе и отправить их содержимое в Национальную библиотеку Израиля. Эти бумаги могут пролить новый свет на одну из самых загадочных фигур литературы – немецкоязычного еврея из Праги, за культурное наследие которого кипит жаркая битва между Израилем и Германией. Эксперты предположили, что тайник может содержать окончания некоторых из основных работ Кафки, многие из которых были незаконченными, когда они были опубликованы после его смерти. Верховный суд Израиля уже лишил израильскую семью их коллекции рукописей Кафки, которые были спрятаны в хранилищах израильских банков и в квартире в Тель-Авиве. Но швейцарское постановление завершит приобретение почти всех известных работ Кафки.
Кафка, чье имя стало нарицательным для описания непостижимых юридических или бюрократических процессов, был известен своими рассказами о героях-обывателях, раздавленных таинственными событиями. В «Процессе» банковского клерка подвергают мучительному судебному разбирательству, не выдвигая обвинений против него. «Абсурд этого судебного процесса состоит в том, что он велся из-за имущества, о содержании которое никто не знал. Надеемся, что обнародование информации, наконец, решит эти вопросы», – сказал Беньямин Балинт, научный сотрудник иерусалимского Института Ван Лира и автор «Последнего судебного процесса над Кафкой», в котором рассказывается об этом деле.
Кафка завещал свои произведения Максу Броду, его давнему другу, редактору и издателю незадолго до своей смерти от туберкулеза в 1924 году в возрасте 40 лет. Он попросил, чтобы его произведения были сожжены непрочитанными, но Брод проигнорировал его пожелания и опубликовал большую часть того, что было в его распоряжении, включая романы «Процесс», «Замок» и «Америка», посмертно сделавшие ранее малоизвестного автора одним из самых знаменитых писателей ХХ века. Но Брод опубликовал не все, и в 1968 году он поручил своему личному секретарю Эстер Хоффе после своей смерти передать документы Кафки в академическое учреждение. Вместо этого Хоффе спрятала бумаги и затем продала их.
Оригинальная рукопись «Процесса» была продана с аукциона за 1 миллион фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в Лондоне и отправлена в Немецкий литературный архив в Марбахе, недалеко от Штутгарта. Когда Хоффе умерла в 2008 году в возрасте 101 года, она передала коллекцию двум своим дочерям, Еве Хоффе и Рут Вислер, которые, как и она, пережили Холокост, и считали Брода отцом, а его архив – их наследством. С тех пор обе они также скончались, оставив дочерей Вислер продолжать борьбу за оставшуюся часть коллекции.
Йешайя Этгар, адвокат дочерей, сказал, что его клиенты законно унаследовали эти работы, и назвал конфискацию их имущества государством «позором» и «грабежом первой степени». Национальная библиотека Израиля утверждает, что бумаги Кафки являются культурными ценностями, принадлежащими еврейскому народу. «Мы приветствуем решение суда в Швейцарии, которое соответствует всем решениям, принятым ранее израильскими судами», – сказал Дэвид Блумберг, председатель библиотеки, некоммерческого и неправительственного органа. «Решение швейцарского суда завершает подготовку Национальной библиотеки Израиля к принятию всего литературного наследия Макса Брода, которое будет надлежащим образом обработано, и будет доступно широкой публике в Израиле и мире».