Новости

Наследники приветствуют возвращение украденного нацистами шедевра 17-го века

4 апреля 2019, 11:00 искусство
Поделиться

Потомки парижского коллекционера-еврея приветствуют возвращение в их семью вновь обнаруженного шедевра – картины 17-го века, украденной нацистами во время Второй мировой войны.

71-летний Мишель Верне, и его 65-летний брат Лоран прибыли из Парижа в Нью-Йорк на прошедшую 1 апреля церемонию во французском консульстве, чтобы получить картину 1639 года голландского мастера Саломона Конинка под названием «Ученый, точащий перо». Братья являются правнуками знаменитого коллекционера произведений искусства Адольфа Шлосса (1842–1910), на мероприятии их сопровождала Элиана Демартини, еще одна законная наследница украденного произведения искусства. На мероприятии присутствовал и выступил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан.

Картина была похищена нацистами в 1943 году во время оккупации Франции и отправлена ​​в штаб-квартиру Адольфа Гитлера в Мюнхене. Она исчезла в конце войны и появилась только в ноябре 2017 года, когда чилийский торговец произведениями искусства попытался продать ее через аукционный дом Christie’s в Нью-Йорке. Christie’s идентифицировал картину и связался с ФБР, чтобы начать процесс реституции.

Учитывая возрождение антисемитизма в Соединенных Штатах и ​​Европе, реституция «ставит в центр внимания все случаи мародерства», сказал Мишель Верне, инженер-пенсионер. «Это как памятник в память о том, что произошло в прошлом», – сказал он. По словам Верне, мать которого потеряла половину своей семьи в лагере смерти Аушвиц, воровство и грабежи являются неотъемлемой частью процесса геноцида. «Люди лишены возможности существовать в обществе, заниматься своей профессией», – сказал он. «Тогда они лишаются своей национальности, своих ресурсов и своей собственности, а когда они одни, без ресурсов, бездомные и беззащитные, их жизнь легко заканчивается». Лоран Верне назвал каждую реституцию маленькой победой. «Но ни одна картина не важна так, как любая отдельная жизнь», – сказал он. Братья убеждены, что возвращение антисемитизма не является мимолетным явлением. «Его уровень может изменяться, но он есть всегда», – сказал Лоран.

Какие у них планы в отношении картины? «У меня нет сентиментальных чувств по этому поводу», – сказал Мишель, который впервые увидел картину. «Я родился после войны после того, как она исчезла». По его словам, произведение искусства является наследством, на которое претендуют более 20 человек. «Поскольку картину нельзя разделить, я надеюсь, что французский музей сможет ее купить и пометить как произведение искусства, найденное после кражи».

Несмотря на то, что в коллекции Шлосса по-прежнему не хватает 170 из 333 полотен, братья не планируют их искать. «Если вы проводите свою жизнь в их поисках, то у вас не останется времени жить», – сказал Лоран. «Такова была позиция моего отца, и я решил следовать ей». И Мишель Верне, и Элиана Демартини выразили сожаление по поводу того, что французские музеи не спешат возвращать похищенные нацистами произведения искусства. В Соединенных Штатах «существует реальная процедура и гордость за возможность вернуть эти работы», сказал Мишель, в то время как во Франции такие реституции проходят случайным образом. Французские музеи, в том числе Лувр, ограничиваются показом возвращенных произведений искусства с пометкой «MNR» («Национальные музеи – возвращенное»), пока потомки не узнают экспонаты и не сделают шаг, чтобы потребовать их.

«Но мне 70 лет, а эти произведения искусства были украдены 75 лет назад – я не помню их», – сказал Мишель. «Демонстрировать их, говоря «найди свое произведение искусства» для людей, которые даже не родились тогда или им был год или два во время войны, и которым сегодня более 80 лет – извините, это действительно смешно», – сказал он.

Ле Дриан, министр иностранных дел, напомнил им, что в прошлом году французское правительство взяло на себя обязательство «ускорить и активизировать работу по выявлению и возвращению своим владельцам», украденных произведений искусства. «Борьба, которую вы вели вместе со своими адвокатами, чтобы вернуть произведение искусства, также является нашей борьбой», сказал он.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции