На раскопках в Хемнице обнаружили микву, относящуюся ко временам, когда евреям было запрещено въезжать в город
Евреи были изгнаны из Саксонии, Германия, в 15 веке и только постепенно были допущены обратно столетия спустя, поэтому археологи озадачены обнаружением миквы, относящейся к этому периоду, пишет «Haaretz».
Неожиданное археологическое открытие в центре Хемницы, Германия, пролило свет на неизвестную главу в истории города. Во время спасательных раскопок перед инфраструктурными работами археологи обнаружили то, что, по их мнению, было миквой, относящейся к периоду, когда евреям было запрещено селиться в этом районе. Более того, это может быть первым физическим доказательством такого присутствия в Саксонии до 1800 года.
Саксония давно известна своим богатым культурным наследием и включает важные исторические торговые и культурные центры, такие как Дрезден, Лейпциг и другие. Однако, хотя есть достаточно письменных свидетельств духовной и экономической еврейской жизни и исторических еврейских поселений в Саксонии, физических свидетельств, датируемых до 19 века, мало.
Это особенно касается территорий в Западной Германии. Существуют некоторые спорадические исторические и археологические свидетельства, предполагающие возможное существование еврейских общин уже в поздней античности, в 4 веке н. э. и позже в таких городах, как Кельн и Трир. Но основная часть свидетельств, включая руины синагог, начинается в 10 и в основном в 11 веке. Еврейские общины сформировались в городах вдоль реки Рейн и в центральной Германии, таких как Кельн, Шпайер, Вормс и Фридберг.
В этих местах были найдены монументальные, сложные еврейские общинные миквы, датируемые 12 и 13 веками, а также одна в соседней земле Тюрингия, в Эрфурте.
В Саксонии, однако, ничего ранее не было найдено, хотя исторические документы намекают на их существование.
Все изменилось, когда группа археологов из Управления археологического наследия Саксонии провела спасательные раскопки на парковке в центре Хемницы в период с осени 2021 года по март 2022 года. Группа под руководством Ребекки Вегенер и Петера Хиптмайра обнаружила слои культурного наследия города, включая то, что могло быть частью еврейской истории, которую они не ожидали найти.
Первые сообщения о присутствии евреев на территориях Саксонии, тогда маркграфства Мейсен, датируются концом 10 и 11 веками. Ибрагим ибн Якуб, путешественник – еврей из Аль-Андалуса, путешествуя в конце 10 века из немецкого торгового города Магдебург в Прагу, проезжал через территории Саксонии и упомянул то, что можно было бы интерпретировать как еврейский квартал в городе Галле (расположенном к северо-западу от Лейпцига). В другом рассказе от 1009 года упоминается, как император Священной Римской империи, тогда Генрих II, обвинил маркграфа Мейсена в продаже крепостных евреям, что было запрещено королевским указом. Хотя эти два документа упоминают еврейское присутствие в маркграфстве Мейсен, характер их присутствия неясен. Были ли это местные саксонские евреи или евреи – проезжие, которые приезжали торговать в города Саксонии?
Позднее, в 12 и 13 веках, у нас есть достаточно исторических свидетельств о многих постоянных еврейских общинах в таких городах, как Мейсен, Лейпциг, Дрезден и других. Эти местные общины часто представляли собой еврейские кварталы с мастерскими, синагогами и миквами.
У некоторых даже было местное кладбище, например, в Мейсене. Тот факт, что в Мейсене было кладбище, указывает на относительно значительную общину в городе, потому что только у крупных общин были свои места для захоронения, которые обычно также обслуживали окружающие еврейские общины. Фрагменты эпитафий на иврите и останки скелетов с этого кладбища в Мейсене являются редкими археологическими свидетельствами еврейского присутствия в Саксонии с 13 и 14 веков.
Но когда «Черная смерть» бросила свою тень на Европу, в 1349 году Священную Римскую империю охватила жестокая волна преследований евреев, уничтожившая многие еврейские общины в Германии и заставившая выживших перебраться на восток.
После этого некоторые местные правители пытались убедить евреев вернуться по экономическим причинам, обещая им защиту. Однако ограничения оставались в силе, и время от времени имели место «мягкие» преследования по религиозным или экономическим причинам. Общины так и не вернулись к тому, какими они были раньше, и в 1430 году был издан указ, запрещающий евреям иметь постоянное место жительства в Саксонии. Действительно, в течение 15 века евреи постепенно были изгнаны, а их имущество конфисковано. В период запрета им разрешалось посещать определенные города, такие как Лейпциг, для торговли, но только в определенные ярмарочные дни и при условии строгих ограничений, а их прибыль облагалась высоким налогом. Ограничения применялись на протяжении столетий, хотя к концу 18 века некоторые из них были сняты. Евреям снова разрешили селиться в крупных городах, но некоторые ограничения оставались, пока их окончательно не сняли в 19 веке во время эмансипации.
Сегодня Хемница является третьим по величине городом в федеральной земле Саксония после Дрездена и Лейпцига. Город расположен вдоль пути, соединяющего два крупных торговых центра, Прагу в Богемии и Магдебург в центральной Германии.
Наши знания о евреях в Хемнице до возникновения новой общины в 19 веке скудны, и это еще мягко сказано. Поэтому нынешняя миква является чем-то уникальным.
Единственное другое сооружение в Саксонии, которое ранее было идентифицировано как миква в городе Герлиц, сейчас уже не считается миквой, объяснила Вегенер «Haaretz» по электронной почте. Это могло быть частью дренажной системы или иметь какое-то другое обыденное использование, по словам ученого, который повторно исследовал его. Так что, хотя исторические записи указывают на микву в Герлице, это, вероятно, была не она.
Существует несколько финансовых документов 14-го и 15-го веков, в которых упоминаются евреи в Хемнице, но они упоминают евреев только как сторону в сделке. Это не обязательно означает, что евреи жили в Хемнице, а только то, что действие произошло здесь, пояснила она.
Вегенер добавила, что у нас есть карта Хемницы 1789 года, на которой упоминается «еврейский переулок внутри городских стен, но на более ранних и более поздних картах улица называется по-разному. Это уникально», — заметила она.
Вегенер объяснила, что, изучая документы после своих находок, она наткнулась на еще один интересный исторический документ в архивах, в котором упоминается еврейская калийная фабрика.
«В 1765 году был предпринят проект по строительству нескольких калийных котлов в Хемнице, и еврейским экспертам из Моравии было разрешено приехать в Хемницу для работы над ними», — объяснила Вегенер. «В начале 1766 года курфюрст выдал лицензию христианину, который объединил усилия с еврейскими экспертами. Евреям разрешили привезти свои семьи и слуг, и им были предоставлены привилегии. За этим последовал небольшой экономический скандал с различными христианскими инвесторами. Мы не знаем, что именно стало с этими евреями потом», — добавила она.
Это единственные подсказки, которые у нас есть на данный момент о евреях в Хемнице до 1800 года.
Но, добавила Вегенер, «для меня торговый город немыслим без евреев. Даже сегодня есть группы населения, которые не зарегистрированы. И мы знаем из исторических документов, что торговцы – евреи ездили на рынки во время запрета; например, в Лейпциге», — говорит она. «У нас просто не было никаких физических доказательств, подтверждающих это».
Вот почему недавние раскопки этой миквы так интересны — хотя археологи не могут сказать, когда она работала, только то, что она возникла до 1779 года. Она дает редкую возможность заглянуть в жизнь евреев, которые могли жить или, по крайней мере, проезжали через город в период, когда им было официально запрещено жить там. Она была обнаружена прямо под рестораном и отелем, разбомбленными союзниками во время Второй мировой войны.
До Второй мировой войны это место находилось в оживленном районе города, густо пересечённом улицами и с заведениями, которые больше не видны в послевоенной городской планировке. Одним из таких заведений был местный известный отель и ресторан «Goldener Anchor», который был разбомблен войсками союзников 5 марта 1945 года.
«Anchor» развился из небольшой гостиницы для путешественников, построенной на месте винокурни 16 века. С годами гостиница расширялась, подвергалась различным реконструкциям и включала в себя окружающие дома. В 1840 году она получила лицензию на создание ресторана. После войны территория была расчищена и засыпана щебнем и землей, что непреднамеренно сохранило фундамент и подвалы «Anchor» и прилегающих строений для потомков.
Во время раскопок археологи обнаружила подвал ресторана. Они нашли кирпичный винный шкаф, тарелки, кувшины, ключи и даже старый кассовый аппарат.
Но это была лишь верхушка айсберга. Когда они копнули глубже, под фундаментом «Anchor» и прилегающих строений, они обнаружили нечто совершенно иное. Кирпичные ступеньки с узким коридором вели в подвал. Его пол слегка наклонен к старой главной улице и подземному ручью Габленц, небольшому притоку реки Хемниц.
Еще одна лестница вела из узкого коридора к трапециевидной мощеной площадке, откуда две кирпичные ступени вели в бассейн глубиной около 0,8 метра. Исходя из размера бассейна, он мог вместить около 900 литров воды. Рядом с бассейном, с другой стороны его стены, находился резервуар для воды, а арочное отверстие позволяло воде втекать и вытекать из бассейна. Колодец выходил на главную улицу и ручей Габленц. В верхней части одной стены сохранилось основание свода, что предполагает наличие арки, закрывающей бассейн.
После рассмотрения различных возможных интерпретаций, учитывая своего рода «интимность» того, как он был построен — узкий ступенчатый коридор, ведущий к небольшому бассейну для купания, его размер и способ, которым вода подавалась в бассейн непосредственно из естественного источника воды, ручья Габленц, все требования для кошерной миквы, археологи решили, что сооружение, вероятно, было миквой или, по крайней мере, использовалось в качестве таковой.
В Германии известно большое количество частных микв, в основном с 19 века, объяснила Вегенер. Есть сходства с этой миквой, но также много различий.
Например, эта миква находилась в передней части здания, обращенной к улице, а не к задней части, и она была построена из кирпича, что необычно. Однако стилистического правила для строительства миквы не существует: важна ритуальная часть, то есть размер бассейна и забор воды непосредственно из природного источника.
Точная дата строительства миквы в Хемнице — когда она была построена, период ее использования и когда именно она была заброшена — еще не определена. Археологи знают только, что она была покрыта до 1779 года, потому что в наполнителе, покрывавшем ее после того, как она была заброшена, были найдены монеты второй половины XVIII века. Последняя была отчеканена в 1779 году. Таким образом, это terminus ante quem, самая поздняя возможная дата, объяснила Вегенер.
Учитывая важность и хрупкость находки, археологи решили накрыть микву геотекстилем. Они построили вокруг нее деревянную конструкцию, залили жидкий глиняный раствор и перенесли полученный «кокон» с миквой внутри в лабораторию, чтобы защитить ее от стихии и следить за ее окружающей средой. Это означает, что она была запечатана, поэтому на данном этапе невозможно выяснить, когда она была построена, объяснила Вегенер
Многие другие вопросы об этой микве остались без ответа. Возможно, она была частью какого-то местного бизнеса, который предлагал микву в качестве услуги для евреев, путешествующих через город, например, на торговую ярмарку в Лейпциге. Это только одна гипотеза, добавляет Вегенер; мы просто не знаем.
С окончательным снятием ограничений в 1866 году евреи вернулись в Хемницу и основали новую общину в 1875 году, пишут Вегенер и Хиптмайр. Они построили синагогу в 1897 году и кладбище в 1878 году. К 1923 году община Хемницы насчитывала 3500 членов. Затем наступили мрачные годы Третьего рейха и Холокоста.
Синагога была разрушена в 1938 году. Из ее прихожан только 57 вернулись после войны. В настоящее время в городе проживает около 550 евреев. У них есть синагога, служащая местом встреч общины, и современная миква, освященная в 2002 году.
В настоящее время археологи работают с Управлением археологического наследия Саксонии, городом Хемниц и местной еврейской общиной над тем, как сделать это уникальное здание доступным для всех в будущем (т. е. максимально безбарьерным), рассказала Вегенер.
В 2025 году город Хемниц станет культурной столицей, где пройдет множество культурных мероприятий, а 2026 год станет тематическим годом еврейской культуры в Свободном государстве Саксония. Пока нельзя сказать, можно ли будет увидеть микву во время этих мероприятий, но ее существование не останется незамеченным. Она все еще спит в своем коконе, заключила Вегенер, так что оставайтесь с нами!