Новости

Где находится самая старая синагога Европы

1 сентября 2023, 19:00 История
Поделиться

10 сентября 2023 года в столице Саудовской Аравии начнет работу Расширенная 45-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, пишет журналист «Deutsche Welle» (внесено в список СМИ-иноагентов) Максим Нелюбин.

В течение двух недель в Эр-Рияде будет рассмотрено около пятидесяти заявок на включение культурных и природных памятников из разных государств в этот престижный международный список. Германия на этот раз представлена одной заявкой – из столицы федеральной земли Тюрингия. Документы на присвоение статуса объекта Всемирного наследия Средневековым еврейским памятникам Эрфурта были официально переданы ЮНЕСКО в Париже в 2021 году после многолетнего процесса подготовки специального досье, необходимых экспертиз и проектов.

На территории Германии сейчас насчитывается в общей сложности 51 объект Всемирного наследия. Из них четыре – в Тюрингии: Замок Вартбург в Айзенахе, памятники Баухаса в Веймаре, Классический Веймар и Старый буковый лес – национальный парк Хайних. Уникальные архитектурно-исторические памятники в Эрфурте могут стать пятым объектом ЮНЕСКО в этой восточногерманской земле.

В 2021 году статус ЮНЕСКО по отдельной заявке уже получили памятники еврейской истории в немецких городах Шпайер, Вормс и Майнц – так называемый «Иерусалим на Рейне». На территории Эрфурта находится несколько объектов, связанных с историей здешней еврейской общины в Средние века: Старая синагога, Эрфуртская миква и так называемый Каменный дом. Особое место среди них занимает историческая Эрфуртская синагога – старейшее и лучше всего сохранившееся средневековое синагогальное здание в Европе. Если использовать официальную формулировку, речь идет о самом старом таком здании, сохранившемся вплоть до крыши. Самые старые части датируются 1094 годом. В период развития и процветания здешней общины храм дважды расширялся и перестраивался – около 1270 и 1300 годов.

О том, что изначально это здание было возведено в качестве синагоги, в Эрфурте фактически забыли, поэтому бывший еврейский храм не был разрушен во времена национал-социализма. Каменное здание было изъято у общины еще в середине 14 века. Этому предшествовал погром 21 марта 1349 года – один из многочисленных еврейских погромов в Европе во время катастрофической эпидемии чумы. После изгнания евреев из Эрфурта и прекращения существования первой здешней общины здание сначала перешло в собственность города и вскоре было продано одному из купцов. Затем подверглось перепланировке для использования в качестве склада и около пяти столетий не подвергалось больше никаким изменениям. В ходе этих работ под зданием был выкопан и оборудован сводчатый подвал, внутри возвели два перекрытия из деревянных балок и досок. Также переделке подвергли конструкцию крыши, чтобы использовать чердак для хранения товаров. Часть фасада со стороны улицы была разобрана – установлены ворота для проезда лошадиных повозок.

В конце 19 века в здании разметили ресторан, работавший вплоть до 1990 года. На втором этаже был оборудован танцевальный зал, на первом находились кухня и помещение со столами. Также на первом этаже и в подвале были установлены кегельбаны. Никаких очевидных признаков того, что здание изначально было возведено в качестве синагоги, здесь не осталось… Об истории этого места в столице Тюрингии вспомнили лишь в начале 1990-х годов, благодаря исследованиям историков. В это время после Воссоединения Германии уникальный архитектурный памятник находился в аварийном состоянии. В 1998 году город выкупил бывшую синагогу у прежнего владельца. Затем был начат длительный и кропотливый процесс ремонта и реконструкции, целью которых было возвращение зданию исторического облика снаружи – насколько это было возможно.

От попыток воссоздать храмовое пространство внутри в Эрфурте решили отказаться, сделав выбор в пользу сохранения аутентичности этого места и демонстрации разных периодов истории здания. После завершения этих работ в 2009 году здесь был открыт музей, посвященный истории еврейской жизни в Эрфурте. В 1354 году уже через несколько лет после погрома евреи стали возвращаться в этот тюрингский город. Вторая община существовала здесь до середины 1450-х годов, когда евреи были вынуждены вновь покинуть Эрфурт, на этот раз – под давлением городского совета. Сейчас в музее выставлены, в частности, уникальные экспонаты из клада 1349 года – “Эрфуртского сокровища”, спрятанного незадолго до погрома. Клад был обнаружен в 1998 году в стене дома в бывшем еврейском квартале.

Всего было найдено более трех тысяч серебряных монет, разные слитки серебра, несколько сотен украшений из золота и других ювелирных изделий готической эпохи – в частности, золотое свадебное кольцо в виде замка. Также в музее выставлены копии древних рукописей XII-XIV веков, оригиналы которых хранятся в Берлине. Самым известным из этих документов является Эрфуртская тосефта – старейшая из трех дошедших до наших дней таких сборников, составленных иудейскими законоучителями. В 2007 году в Эрфурте недалеко от Старой синагоги около Моста лавочников в ходе археологических раскопок была обнаружена хорошо сохранившаяся еврейская ритуальная купальня – миква.

После завершения раскопок и необходимых строительных работ в 2011 году Эрфуртскую микву сделали доступной для посещения. Первое упоминание этой миквы датировано 1248 годом. В исторических документах содержатся сведения о том, что еврейская община платила деньги за аренду земельного участка сначала – епископу, затем – городу. В Германии останки таких средневековых микв сохранились только в Вормсе, Шпайере и Кельне. Дошедшие до наших дней части Эрфуртской миквы аутентично демонстрируют разные строительные фазы – 12-го, 13-го и 14-го веков. На основе размеров и высокого строительного качества ученые относят этот памятник к числу так называемых монументальных микв – в отличие от небольших частных микв, располагавшихся в подвалах жилых домов.

Во время погрома 1349 года миква получила значительные повреждения, но позже была отремонтирована и использовалась для ритуалов очищения членами второй еврейской общины. После 1454 года она была засыпана. Располагавшееся над ним помещение вплоть до 20 века служило в качестве погреба. Сама миква имела необычную конструкцию. Чтобы создать бассейн, в котором собирались грунтовые воды, здесь на берегу реки достаточно было оборудовать неглубокое подземное помещение.

Другие монументальные миквы Средних веков, дошедшие до наших дней в Германии, имеют форму шахтных колодцев разной глубины. Эта ритуальная купальня имела очень важное значение для жизни средневековых еврейских общин в Эрфурте. Она использовалась женщинами и мужчинами для проведения церемоний омовения перед посещением синагоги, предусмотренных религиозными правилами. В частности, после родов, месячных, контакта с мертвыми или больными. Также в живую воду миквы перед первым использованием следовало окунать стеклянную и металлическую посуду, изготовленную неевреями.

Третьим объектом в заявке на присвоение статуса памятника ЮНЕСКО является жилой и торговый дом в Старом городе, принадлежавший евреям. Здание находится посреди плотной средневековой застройки. Первые сведения о евреях, владевших этим домом, датированы 1293 годом. Историки архитектуры считают этот Каменный дом уникальным памятником зодчества своего времени. Старейшей частью является каменная арка над входом 12 века, относящаяся к романскому периоду. Согласно дендрохронологической экспертизе, деревянные перекрытия и потолки здания изготовлены из деревьев, срубленных в 1247 году. На этих элементах сохранились следы средневековой раскраски. Речь в данном случае, как отмечено в документах для ЮНЕСКО, идет о самом старом примере раскрашенного деревянного потолка в обычном здании севернее Альп. Начиная с 15 века здание не подвергалось значительным изменениям, так как на протяжении столетий использовалось в качестве склада.

В комплексе средневековых домов, частью которого является Каменный дом, сейчас находятся офисы разных подразделений городской администрации и туристического ведомства. Потолочные росписи в зале на втором этаже были найдены в ходе реконструкции зданий в начале 1990-х годов, после чего эту часть в исторической застройке решили не подвергать модернизации и провести надлежащую консервацию этого исторического памятника.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции