Новости

Музей толерантности в Иерусалиме частично откроется в середине мая

4 мая 2023, 17:00 Израиль
Поделиться

Иерусалим должен быть одним из самых сложных городов в мире для успешного создания музея толерантности, пишет журналистка «The Times of Israel» Сью Суркес.

Столица — это микрокосм и крайний пример раскола в израильском обществе — между евреями и арабами, ультраортодоксами и светскими и многими другими подкатегориями населения. Но Джонатан Рисс, операционный директор Музея толерантности в Иерусалиме (MOTJ), настроен оптимистично. Он считает, что новый объект площадью 17500 квадратных метров, чей мостообразный дизайн с востока на запад соединяет Старый город и Новый, палестинский город с еврейским, будет служить «народным парламентом». Там, согласно его мнению, гости из города, страны и мира, в том числе делегации, занимающиеся мировыми конфликтами, соберутся, чтобы изучить еврейские и общечеловеческие ценности, исследовать свои убеждения, противостоять своим стереотипам и открыть свой разум для взглядов и культуры другого.

Музей частично откроется для публики в середине мая с фотовыставкой, посвященной 75-летию независимости Израиля. Посетители смогут увидеть два верхних этажа объекта, в которых есть большой зрительный зал и сверкающие многофункциональные помещения для выставок, конференций, художественных и культурных мероприятий.

Рисс, израильтянин, живущий в Денвере, штат Колорадо, который работает с музеем уже 23 года, работает круглосуточно, чтобы закончить два подземных этажа. В них разместятся два музея, давшие название объекту. На верхнем подземном этаже находится театр на 150 мест и зеленые комнаты (помещение, предназначенное для работы с детьми, ставшими жертвами насилия), а также детский музей площадью 1300 квадратных метров. На нижнем этаже разместится музей для взрослых площадью 3000 квадратных метров, разделенный на «Путешествие людей» и «Социальную лабораторию». Последний основан на аналогичной выставке в Музее толерантности в Лос-Анджелесе, который, как и MOTJ, является проектом расположенного в Лос-Анджелесе Центра Симона Визенталя.

Во время экскурсии по одному из этих этажей 27 апреля, впервые показанной журналистам, Рисс объяснил, что пандемия коронавируса сдвинула расписание музея, хотя работы в других частях здания продолжались. Архитекторы музея из студии «Yazadani Studio» из Лос-Анджелеса прибыли всего месяц назад впервые после Covid-19. Павильоны для «Путешествия народа» были построены и оплачены до того, как пандемия нарушила график отгрузки, а 70 контейнеров, в которые они были загружены, прибыли только в течение последних трех месяцев. Павильоны уже установлены. Музей для взрослых будет состоять в основном из аудиовизуальных материалов, но снимать фильмы во время карантина было нельзя. По словам Рисса, задержки усугублялись израильской бюрократией в отношении разрешений. Он добавил, что деньги никогда не были проблемой.

В музее для взрослых все еще продолжается работа по «сборке технологии» для голограмм, на которых будут изображены великие личности, такие как средневековый еврейский ученый и врач Маймонид, которые будут вести персональные беседы с отдельными посетителями. Если посетитель соглашается на использование своих социальных сетей, искусственный интеллект создаст профиль, с которым может взаимодействовать голограмма. «Представьте, что Маймонид говорит: «Привет, Сью, я знаю, что ты писатель, который пишет об окружающей среде», — и продолжает говорить с тобой о глобальном потеплении», — рассказал Рисс. «Мы хотим использовать тонны данных — если вы разрешите нам доступ к вашим социальным сетям — чтобы музей мог действительно относиться к вам. С вами может общаться Маймонид, Черчилль или (бывший премьер-министр Израиля Менахем) Бегин. Кто бы это ни был, он внесет свои (или ее) ценности (в разговор). Еврейские ценности, которые также являются универсальными».

Детский музей, для которого сейчас пересматривается технология, откроется позже взрослого. В «Путешествии народа» посетители начнут свое путешествие продолжительностью от 90 минут до двух часов на виртуальной лодке, проходя через станции с темами, варьирующимися от веры, любви к учебе, противодействия злу и совершения поступков, а не слов, до любви к ближнему, освящения жизни, и, наконец, тоски по Сиону. Виртуальную лодку, объяснил Рис, можно использовать как аллегорию для местных или всеобщих проблем. Это может быть «Эгоз», затонувший в Средиземном море в 1961 году, утопив 44 марокканских еврея, направлявшихся в Израиль, или вообще любое судно, перевозившее иммигрантов по всему миру.

Некоторые тематические исследования толерантности будут сосредоточены на Израиле, а другие нет, продолжил он, подчеркнув, что «в иудаизме толерантность к другому является обязательством. Посмотрите, как еврейские писания предписывают нам вести себя с незнакомцем». Социальная лаборатория, расположенная на другой стороне зала, будет использовать аудиовизуальные материалы, чтобы инициировать дискуссии о проблемах прошлого, настоящего и будущего, рассказал Рисс, «чтобы создать гражданское взаимопонимание между различными частями израильского общества по всему миру, проблемы социальной дискриминации, домогательств и пола. Это может быть что угодно». Он продолжил: «Наше исследование показало, что недостаточно мероприятий, чтобы объединить группы общества. В Израиле потрясающие высокие технологии. Это будет первая социальная технология. И мы выйдем за рамки возможного, чтобы создать что-то, что придаст импульс израильскому обществу».

Были подняты вопросы об ориентации музея на США. Проект лос-анджелесского Центра Симона Визенталя во многом вдохновлен работающим там Музеем толерантности.

Один деятель израильского музейного сектора, попросивший не называть его имени, обвинил покровителей музея в «филантропическом империализме». «Наша страна полна талантливых людей. Почему в Лос-Анджелесе думают, что они лучше нас, что могут указывать нам, что здесь делать?» — спросил этот источник. «У них есть местный куратор? Местные производители экспонатов? Если они думают, что могут проповедовать толерантность к туземцам в самом сумасшедшем городе на Земле, они не знают, где живут». Рисс возразил, что музей консультируется с израильтянами. Он назвал религиозного сиониста раввина Давида Става и профессора Юваля Эльбашана декана мультикультурного кампуса колледжа Оно в Иерусалиме. Он отметил, что аудиовизуальные материалы предоставлял израильский продюсер контента «Abot Hameiri» (ранее «Barkai»). А бруклинская компания «Unified Field», разрабатывающая контент и интерактивность, имеющая множество престижных клиентов, создала специальную команду исследователей, социологов, психологов, педагогов и других специалистов, в которую вошли некоторые израильтяне.

В то время как раньше вся работа по связям с общественностью осуществлялась из Лос-Анджелеса, Рисс недавно нанял израильского эксперта по стратегии и связям с общественностью Айелет Фриш, которая десять лет работала на покойного президента Шимона Переса. Рисс добавил, что правление музея расширяется, чтобы привлечь больше молодых израильтян из всех слоев общества. Судя по количеству головных уборов, количеству аплодисментов республиканскому губернатору Флориды Рону ДеСантису во время мероприятия в музее 27 апреля, значительная часть доноров MOTJ состоит из религиозных правых евреев США и Канады. Неоднократно хвалили Мириам Адельсон, издателя бесплатной партийной газеты «Ликуд» «Israel Hayom», которая сидела в аудитории. И бывшего посла США Дэвида Фридмана, который работал при президенте США Дональде Трампе и принимал участие в панельной дискуссии с его преемником, назначенным Байденом, Томом Нидесом.

Но в «The Times of Israel» Рисс заговорил в другом тоне, говоря о еврейских ценностях на одном дыхании с общечеловеческими. Он заметил, что для него самым важным спикером на мероприятии 27 апреля был израильский депутат арабского происхождения Мансур Аббас, который был в составе бывшего правительства под руководством Нафтали Беннета и Яира Лапида впервые включивших арабскую партию в правящую коалицию. Выступая на мероприятии 27 апреля, Аббас подчеркнул роль, которую он и его партия могут сыграть в качестве моста между различными частями израильского общества. По словам Рисса, в павильоне «Возлюби ближнего своего» посетители увидят, как арабский персонал больницы читает «Шма» (центральную еврейскую молитву) за пациентов-евреев, страдающих от коронавируса. По его словам, такого рода примеры будут использоваться для того, чтобы вызвать разговор, чтобы заставить людей задуматься о правах арабо-израильской общины, например, в свете замечательных услуг, которые многие ее члены оказывают евреям в больницах по всей стране.

Рисс и Фриш рассказали о некоторых мероприятиях, которые они планируют на текущий год. Среди них конкурс робототехники для ультраортодоксальной молодежи, вручение ежегодной премии «Time 100» и «Женская стряпня за мир» — исследование кулинарных культур женщинами из разных слоев общества. Группы школьников-туристов и других лиц будут приходить утром и днем, а бесплатные вечерние мероприятия будут проходить в амфитеатре и на большом балконе снаружи. Рисс предполагает, что посетители, а также прохожие будут заходить с улицы, чтобы выпить кофе или бокал вина и перекусить и, возможно, для какого-либо события и последующей беседы. Он ожидает, что комплекс, построенный для размещения около 3000 человек, в конечном итоге будет работать шесть дней в неделю, кроме субботы.

На прошлой неделе музей почувствовал, с какими сложностями он столкнется в городе, где проявление чуткости к одной группе рассматривается другой как ксенофобия. Фотография известного фотожурналиста Миши Бар-Ама, на которой изображен обнаженный солдат, моющийся во время Войны Йом-Кипур 1973 года, была удалена из фотовыставки, чтобы не оскорблять религиозных посетителей. Это сразу же вызвало гнев сына фотографа, Барака Бар-Ама, который, по словам «Haaretz», заявил, что музей «заботится не столько о том, чтобы задеть наши либеральные чувства, сколько о чувствах религиозных людей». Сможет ли музей справиться с такими вызовами? Время покажет.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции