Мемориал в Германии в память о предках жены израильского посла
Роза и Абрахам Хакеры отказались покинуть свой любимый город Дортмунд, даже когда жизнь евреев в Германии стала опасной в 1930-х годах. Теперь в городе установили «камни преткновения» в память о супружеской паре – прадедушке и прабабушке Лауры Кам, жены посла Израиля в Германии Джереми Иссахарова.
Два небольших латунных блока, называемые «камни преткновения», были установлены 10 августа на церемониях, проводимых мэром Дортмунда Ульрихом Серау и местным раввином под строгой охраной. Кам и Иссахаров пришли вместе со своей дочерью Эллой. Хакеры погибли во время Холокоста, но их пятерым детям удалось бежать. Кам решила создать мемориал после многих лет исследований своей семейной истории, наполненных препятствиями.
После того как в 2017 году ее мужа отправили в Германию, «ворота в архивы открылись, и я просмотрела буквально 1000 страниц документов», – рассказала она JTA в телефонном интервью. В Германии и других странах Европы насчитывается около 80000 таких памятников; на латунных блоках выгравированы даты рождения и смерти. Проект мемориалов запустил в 1992 году художник из Кельна Гюнтер Демниг. Он приостановил проект на пару месяцев из-за мер, направленных на борьбу с пандемией коронавируса, но возобновил его в июне.
Прабабушка и прадедушка Кам, уроженцы Польши, переехали из Польши в Дортмунд в начале 20 века, где они основали успешную фабрику по производству кистей. Хакеры были депортированы на родину вместе с другими евреями польского происхождения в 1938 году, но сумели вернуться в Дортмунд, где обнаружили, что их собственность была разграблена. Роза умерла в 1941 году в гетто Дортмунда, а ее муж был убит в 1943 году в концентрационном лагере Терезиенштадт в бывшей Чехословакии.
Кам, чья мать, Соня, родилась в Дортмунде, решила подать заявку на создание мемориала после того, как столкнулась с «камнями преткновения» в Берлине. Обеспокоенность пандемией не позволила Соне Кам, которая живет в центральном районе Нью-Йорка, присутствовать на церемонии. Кам сказала JTA, что она «чрезвычайно обеспокоена» ростом антисемитизма в Германии, но также воодушевлена тем, что местные органы власти, например, в Дортмунде, «так отважно борются с экстремизмом».