Новости

Литовские евреи раскололись из-за закрытия единственной действующей синагоги в Вильнюсе

8 августа 2019, 18:00 Литва
Поделиться

Литовские евреи разделились по поводу решения закрыть единственную действующую синагогу в Вильнюсе якобы из соображений безопасности, причем некоторые общинные лидеры называют это решение непропорциональным и вредным.

Разногласия появились 7 августа, на следующий день после того, как председатель еврейской общины Литвы Фаина Куклянски объявила о временном закрытии Хоральной Синагоги и штаб-квартиры ее организации в литовской столице. Председатель Вильнюсской еврейской общины Симон Гуревичус, чья организация является членом организации Куклянски, и лидеры пяти других литовских еврейских общин 7 августа опубликовали заявление, в котором критиковали закрытие и ставили под сомнение полномочия Куклянски.

Куклянский сказал, что закрытие синагоги, беспрецедентный шаг с тех пор, как Литва стала независимой от России в 1990 году, было необходимо из-за сообщений с угрозами, полученных ее организацией. В этих посланиях, по ее словам, осуждалась еврейская община, поскольку она возражала против государственных и частных усилий по чествованию литовцев, сотрудничавших с нацистами. Ни синагога, ни общественный центр не имеют «средств обеспечивать безопасность посетителей», написала она, добавив, что закрытие было «трудным, но неизбежным» решением. Закрытие попало в заголовки СМИ во всем мире и побудило Европейский еврейский конгресс призвать власти «принять все необходимые меры для защиты еврейской общины, в том числе принять более жесткую линию поведения против тех, кто угрожает ей, подобно неонацистам».

Но 7 августа Гуревичюс, который возглавляет крупнейшую еврейскую организацию в стране, заявил, что закрытие ненужно. Телефонные звонки или письма с угрозами «не являются причиной для закрытия синагоги или общины» сказал Гуревичюс JTA. «Евреи в Вильнюсе в безопасности», – сказал он, отметив, что в стране очень редко встречается антисемитское насилие, несмотря на рост антисемитской риторики вокруг споров о коллаборационистах. Гуревичюс также сказал, что 7 августа, уже после объявления о закрытии, в Хоральной синагоге были проведены богослужения. «Это заставляет меня сомневаться в реальности угрозы», – сказал Гуревичюс.

Он добавил, что этот шаг Куклянски широко освещался в российских СМИ, что помогает российским пропагандистам преувеличивать распространенность и масштабы антисемитизма в Литве. «Нам нужно, чтобы литовские политические лидеры серьезно отнеслись к росту антисемитизм вокруг проблемы коллаборационистов и противодействия еврейской общины их прославлению. Но мы должны прийти к конструктивному диалогу. Закрытие еврейской общины не является конструктивным», – сказал Гуревичюс.

В своем заявлении 7 августа Гуревичюс и другие общинные лидеры написали: «Мы сожалеем, что из-за своего авторитаризма, Куклянски делает неточные заявления от имени всех литовских евреев и, таким образом, потенциально порочит других евреев в глазах литовского общества, не консультируясь с еврейскими общинами в Литве». Этим дебатам предшествовала напряженность между различными группами в еврейской общине Литвы. В 2017 году Вильнюсский окружной суд отменил итоги прошедших в том году выборов, по результатам которых Куклянски вновь стала президентом еврейской общины Литвы. Гуревичюс и другие подали иск, обвинив ее в манипулировании избирательным процессом. Куклянски отрицает многочисленные обвинения в непрозрачности и коррупции, а также обвинения в манипулировании выборами. Несмотря на постановление, Куклянски не подала в отставку и не назначила новые выборы.

Несмотря на внутренние споры, разделяющие литовских евреев, авторы заявления признают, что дебаты о нацистских коллаборационистах привели в последнее время к росту антисемитской риторики, которая «вызывает тревогу». Литовские националисты воспринимают пронацистских коллаборационистов как патриотов за их сопротивление Советскому Союзу.

7 августа сотни националистов собрались в Вильнюсе в знак протеста против решения муниципалитета в прошлом месяце снять мемориальную доску в честь Йонаса Норейки, коллаборациониста, сотрудничавшего с нацистами в деле уничтожения литовского еврейства, и переименования улицы в честь другого нацистского коллаборациониста, Казиса Шкирпы, который призвал к этнической чистке страны от евреев.На баннере, рекламирующем митинг, было изображено несколько мальчиков, одетых в одежду 1920-х годов, и было написано: «Шкирпа и ветераны — литовские герои». Один мальчик на баннере с опаской смотрел из-за угла на большую группу людей, размахивающих радужным флагом и флагом с магендавидом.

Решения муниципалитета вызвали несколько протестов и последовали за годами судебных баталий и митингов во главе с литовскими и иностранными еврейскими критиками, которые возражают против прославления этих и других нацистских коллаборационистов как патриотов.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции