Кальман Бер избран новым Главным ашкеназским раввином
31 октября главный раввин Нетании Кальман Бер был избран следующим Главным ашкеназским раввином Израиля на 10-летний срок после года задержек и ожесточенной борьбы, пишет журналист «The Times of Israel» Мати Вагнер.
Бер победил главного раввина Петах-Тиквы Миху Халеви со счетом 77 голосов против 58 в закрытом голосовании политиков, религиозных властей и других, на волне усиления оппозиции Халеви за невыполнение обещания не вносить раскол в ряды религиозных сионистов. Голосование состоялось примерно через два месяца после того, как два кандидата набрали по 40 голосов каждый, что заставило генерального прокурора Гали Бахарав-Миару назначить второй тур.
Бер, укорененный в религиозном сионистском лагере и его молодежном движении «Бней Акива», тем не менее боролся за место, ища поддержки за пределами общины, заручившись поддержкой раввинского истеблишмента харедим и, что особенно важно, ультраортодоксальной партии «Объединенный иудаизм Торы» (UTJ). Бер будет служить вместе с раввином Давидом Йосефом, избранным в прошлом месяце на пост Главного сефардского раввина вместо своего брата Ицхака Йосефа.
Ицхак Йосеф и бывший Главный ашкеназский раввин Давид Лау ушли со своих постов в июле, оставив должности официально вакантными впервые за более чем столетие после того, как выборы их преемников и Совета главного раввината неоднократно откладывались. Они были избраны на 10-летний срок в 2013 году. Два главных раввина разделяют ответственность за управление обширным и доходным государственным аппаратом надзора за кошерной пищей и общенациональной системой раввинских судов, у которых есть широкие полномочия в вопросах брака, развода, похорон и других важных событий.
И Бер, и Халеви получили образование в учебных заведениях религиозных сионистов и имеют схожие взгляды на то, как должен управляться раввинат. Хотя сама по себе должность необязательно дает высший раввинский авторитет, главные раввины имеют доступ к высоким трибунам и представляют Государство Израиль в официальном качестве как на местном, так и на международном уровне. Они также могут использовать свое положение для содействия назначению политических приятелей.
Голосование стало крупной победой для UTJ, которая открыто поддержала Бера. Депутат кнессета от UTJ и министр по делам Иерусалима и еврейского наследия Меир Поруш, заявил, что победа Бера стала «важным событием для еврейского наследия». Поруш заметил, что Бер получил поддержку всех групп религиозного спектра и «несомненно, преуспеет в объединении всего Израиля в это трудное время». Влиятельный депутат Кнессета от UTJ Моше Гафни рассказал, что он говорил с Бером после голосования. «Мы очень рады и благодарим Б-га за результат», — заявил Гафни.
Широкая поддержка Бера со стороны харедим и его решение не говорить о себе как о кандидате от религиозных сионистов побудили главного раввина Рамат-Гана Яакова Ариэля и длинный список других уважаемых религиозных сионистских раввинов выступить в поддержку Халеви. Но Халеви потерял поддержку многих религиозных сионистских лидеров после того, как баллотировался, несмотря на обещание соблюдать решение комиссии, которая выбрала другого кандидата, представляющего общину, в основном состоящую из ортодоксальных еврейских националистов. Среди тех, кто выступил против Халеви, был раввин Давид Став, глава одной из крупнейших раввинских организаций религиозных сионистов в Израиле «Цохара». «Тот, кто пошел против Торы, морали и того, что справедливо и правильно, не может быть главным раввином», — заявил он перед голосованием. «Раввин Халеви обещал принять решение совета, но потом отказался. Это не морально, не галахично и неправильно».
Сторонник жесткой линии, Халеви все же получил поддержку Религиозной сионистской партии (RZP) Бецалеля Смотрича и ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери, представляющей интересы сефардов. Сообщается, что RZP и ШАС заключили соглашение, по которому RZP поддержат кандидата ШАС на пост главного сефардского раввина (Йосефа) в обмен на поддержку ШАС религиозно-сионистского кандидата на пост Главного ашкеназского раввина, пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Брейер.
Поражение Халеви было воспринято как политический удар по Смотричу.
Раввин Сет Фарбер, основатель прогрессистской организации «ITIM: Информационный центр о еврейской жизни», которая помогает гражданам ориентироваться в бюрократии государственных религиозных учреждений, обвинил Смотрича в «этическом и политическом провале» после того, как он переключил поддержку на Халеви с раввина Меира Каханы, которого комитет Ариэля выбрал представлять религиозных сионистов. «В сомнительной сделке он решил растоптать религиозный сионизм, разделить раввинов сектора и нанести ущерб их чести, в конечном итоге не назначив главного религиозного сионистского раввина», — заявил Фарбер. Кахане удалось набрать только 30 голосов в первом туре среди 70 членов Кнессета и 70 политиков и чиновников, которые голосуют за эту должность раз в десятилетие.
Голосование было отложено Кнессетом летом после того, как министр по делам религий Малкиели из ультраортодоксальной партии ШАС заявил, что выборам раввинов могут помешать муниципальные выборы. Но затем дата была снова перенесена из-за двух постановлений Верховного суда, включая одно, предписывающее им «рассмотреть» назначение женщин в состоящий только из мужчин избирательный орган. Главный совет раввината отказался выполнить это постановление, обязывавшее его включить в состав своих представителей 10 женщин – раввинов, поэтому избирательный орган включал 140 членов вместо 150. Четверо членов избирательного органа не голосовали. Согласно закону, в состав органа входят 80 раввинов и 70 выборных должностных лиц. В число 70 избранных должностных лиц входят мэры, лидеры религиозных советов, два представителя правительства, пять представителей Кнессета и 10 общественных деятелей, выбранных министром по делам религий. В число 80 раввинов входят муниципальные раввины, раввины районов, представители религиозных судов и военного раввината, а также 10 раввинов, избранных уходящим главным раввином. Этот орган также отвечает за выборы 15 членов Главного раввинского совета.
Опрос, проведенный Израильским институтом демократии среди более 600 респондентов – евреев в июне обнаружил, что 54% не признали Главный раввинат как религиозный или духовный авторитет, а 55% не считали личность следующих главных раввинов особенно важной.