Новости

Главные раввины Израиля покинули свои посты по истечении срока полномочий, а выборы новых не назначены

4 июля, 17:00 Израиль
Поделиться

Два главных раввина Израиля ушли со своих постов на этой неделе, оставив должности вакантными впервые за более чем столетие, поскольку правительство не смогло назначить дату выборов их преемников, пишет журналист JTA Бен Сэйлс.

Два раввина приступили к исполнению своих обязанностей на временной основе, но кто будут следующими главными ашкеназским и сефардским раввинами — и когда они будут выбраны — остается неясным.

Два уходящих раввина, ашкенази Давид Лау и сефард Ицхак Йосеф, были избраны в 2013 году сроком на 10 лет группой из примерно 150 человек. Главные раввины возглавляют огромную бюрократию контролируемого ортодоксами – харедим Главного раввината Израиля, который управляет широкими сферами религиозной жизни в Израиле, включая браки, похороны и гиюр.

Главные раввины обладают небольшой властью над повседневной деятельностью Главного раввината, которым управляет совет, но они традиционно обладают значительным влиянием в публичном религиозном дискурсе Израиля. «В этот час срок полномочий главных раввинов заканчивается», — написал 1 июля в своем аккаунте в «X» министр по делам религии Израиля Михаил Малкиэли. «Это был период, полный сложных задач, в течение которого они руководили гражданами Израиля смело и мужественно». Чего в посте Малкиели не было, так это даты новых выборов.

Конфликт в расписании и опасения по поводу состава избирательного органа привели к тому, что его министерство неоднократно откладывало голосование, которое должно было состояться в прошлом году. Сначала выборы раввинов совпали с местными выборами в Израиле. Но затем дату снова перенесли из-за двух постановлений Верховного суда Израиля: и Лау, и Йосеф происходят из раввинских династий, и суд постановил, что, поскольку у обоих есть братья, баллотирующиеся на их посты, главные раввины не могут вмешиваться в выбор членов органа, голосующего за их преемников. Второе постановление предписывало им «рассмотреть» вопрос о назначении большего числа женщин в состав избирательного органа. Теперь многочисленные петиции в Верховный суд требуют, чтобы суд обязал правительство немедленно назначить выборы, которые по закону должны были уже состояться.

Одним из заявителей является организация «Itim», которая помогает израильтянам ориентироваться в бюрократии раввината и выступает за лучшее управление в этом органе. «В настоящее время главный раввинат обладает властью и должен быть прозрачным», — заявил JTA основатель «Itim» раввин Сет Фарбер. «Сейчас они нарушают закон, не проводя выборов». Используя идишизм, означающий «безумие», он добавил: «Мы хотим прекратить эти мишагас раз и навсегда. Если новый раввинат не захочет работать с нами, мы будем усердно работать, чтобы ограничить их полномочия».

В прошлом предпринимались попытки сменить Главный раввинат посредством выборов. На последних выборах 2013 года кандидат от реформаторов, религиозный сионист раввин Давид Став, провел громкую кампанию, но потерпел неудачу. В этом году родственники Лау и Йосефа, отцы которых также были главными раввинами, надеются сохранить эти посты в семьях. Критика Главного раввината широко распространена среди израильских евреев, как среди светских евреев, которых раздражают его религиозные ограничения, так и среди евреев – харедим, которые хотят, чтобы он был более строгим. Или которые возмущаются его связью с израильским правительством.

Согласно опросу, проведенному в мае Израильским институтом демократии, только 44% израильских евреев заявляют, что принимают главного раввината Израиля как религиозный или духовный авторитет. В их число входят 66% респондентов – харедим и только 17% светских евреев. Самый высокий рейтинг раввината — 78% — у религиозных сионистов.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции