Новости

Как Дания бросила вызов Гитлеру 75 лет назад, чтобы спасти свое еврейское население

23 сентября 2018, 14:00 История
Поделиться

75 лет назад Гитлер направил своему представителю в Копенгагене послание, в котором он посоветовал ему избавить Данию от ее восьмитысячной еврейской общины. «Иудейская кампания» должна была начаться на Рош а-Шана 5704 – 1 октября 1943 года. Датские евреи должны были быть выловлены, заключены в тюрьму и «депортированы на Восток».

Датское сопротивление немецкой оккупации резко возросло летом 1943 года, когда датчане поняли, что течение войны меняется. В конце августа немцы захватили контроль над гражданским правительством и установили в стране новый курс, который мог бы оказаться губительным для ее еврейской общины. После нацистского вторжения в апреле 1940 года Дания рассматривалась Берлином как образцовый протекторат, населенный германским народом. Действительно, немецкое меньшинство в Дании, местные национал-социалисты и решительно антикоммунистические националисты предоставили 12 000 добровольцев, половина из которых была принята, чтобы сформировать датский легион для борьбы с Красной армией на восточном фронте вместе с войсками Гитлера.

Датское социал-демократическое правительство балансировало между умиротворением нацистских требований и отказом подчиняться им в целях защиты своего населения. Оно отказалось передать еврейскую общину, но также разорвало дипломатические отношения с Великобританией и ее союзниками.

Каковы были пределы сотрудничества?

Вернер Бест, человек Гитлера в Копенгагене, был обеспокоен приказом уничтожить датских евреев. Истинно верующий в то, что «евреи-наше несчастье», он был известен как «парижская ищейка» во время своего пребывания во Франции. Однако он не хотел нарушать относительное спокойствие в Дании. Один из дипломатов Беста, бывший нацист Георг Фердинанд Дуквиц, предупредил шведское правительство, датских государственных служащих и еврейскую общину о предстоящей облаве. Это привело к быстрой реакции датского общества с целью спасения своих евреев— это было знаком датской чести. Университеты, Верховный суд и даже король Кристиан участвовали в массовом протесте.

В заявлении, прочитанном 3 октября во всех датских церквях, говорилось: «Мы, в случае необходимости, четко признаем свою обязанность повиноваться Богу больше, чем человеку». Действия обычных датских граждан спасли жизни более 7 000 евреев, которым помогли бежать в Швецию на лодках любой формы и размера. Операция стоила около 12 миллионов крон, частично выплаченных самими евреями. Из Берлина была привезена полиция, чтобы окружить оставшихся евреев, поскольку местный вермахт воздержался от участия в этом. 284 еврея были пойманы и доставлены в концентрационный лагерь Терезинштадт в оккупированной Чехословакии. Два транспорта были остановлены, и их 190 пассажиров были также депортированы. Еще 30 утонули в проливе Эресунн, некоторые совершили самоубийство и 100 были спрятаны, но более 95 процентов евреев Дании были спасены, благодаря этой своевременной коллективной реакции.

Вернер Бест мог законно заявить Берлину, что Дания теперь является «юденфрай» («очищенной от евреев»), хотя и не путем истребления в аду Аушвица, а через побег в нейтральную Швецию. 750 еврейских беглецов затем присоединились к датской бригаде в Швеции, которая вернулась в Копенгаген в 1945 году. В Терезиенштадте погибли 120 датских евреев, но те, кто выжил, обнаружили, что об их имуществе позаботились и оно осталось нетронутым, когда они вернулись. Бест был приговорен к смертной казни в сентябре 1948 года. Его приговор был заменен на 12 лет заключения, и он был освобожден в начале августа 1951 года. Он умер в своей постели в 1989 году.

Между тем Дуквиц стал послом Германии в Дании в 1955 году и получил титул «Праведника народов мира» от Яд Вашем в 1971 году. Он умер два года спустя. Мемориал в иерусалимском районе Бейт-Хакерем на площади Дании, напоминает о том времени, когда порядочность преобладала, надписью на мемориальной доске в центре площади. В ней говорится: «Датское мужество и шведская щедрость стали неоспоримым доказательством человеческих ценностей во времена варварства. Израиль и евреи во всем мире никогда не забудут этого».

thejc.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции