Новости

Исторический комментарий к словам Канье Уэста о том, что чернокожие люди — это на самом деле евреи

13 октября 2022, 17:00 антисемитизм
Поделиться

В 1892 году проповедник из Оклахомы, рожденный в рабстве, получил серию Б-жественных откровений, которые побудили его основать новую церковь, а вместе с ней и новое религиозное движение в Соединенных Штатах: черный израилизм, более известный как движение черных евреев-израэлитов, пишет журналист JTA Эндрю Эсенстен.

Более века спустя центральный принцип движения — что афроамериканцы являются потомками древних евреев — неоднократно находил свое отражение в массовой культуре через высказывания афроамериканских артистов и спортсменов, таких как Кендрик Ламар, Kodak Блэк, Ник Кэннон и ДеШон Джексон. В некоторых случаях эти деятели также распространяли антисемитские клише о еврейской лжи и манипуляциях. На прошлой неделе артист Йе, ранее известный как Канье Уэст, сослался на эту доктрину, когда назвал своего друга «евреем, как и все так называемые черные люди» в посте в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией). (Друг, модельер Жан Туиту, родился в еврейской семье в Тунисе; он не чернокожий.) Пару дней спустя «Инстаграм» заблокировал аккаунт Йе после того, как он опубликовал переписку с Шоном «Дидди» Комбсом, в которой предположил, что Комбс находился под контролем евреев.

Итак, Йе, который идентифицирует себя как христианин, обратился к «Твиттеру», чтобы объявить своему 31 миллиону подписчиков, что вскоре он пойдет на «смертельный бой 3» против евреев, добавив: «Самое смешное, что я на самом деле не могу быть антисемитом, потому что черные люди на самом деле евреи…» «Твиттер» удалил его твит за нарушение правил. Большая часть возмущения по поводу постов Йе была связана с использованием им фразы «смертельный бой 3» и ссылкой на антиеврейскую «повестку дня». Но некоторые также отметили его заявления о том, что чернокожие являются настоящими евреями, как оскорбительные, особенно для настоящих чернокожих евреев.

11 октября «Vice» опубликовала фрагменты интервью, которое Йе дал Такеру Карлсону, вырезанные из трансляции. В них Йе повторяет свое заявление, хотя и более запутанно: «Когда я говорю «еврей», я имею в виду 12 потерянных колен Иуды, кровь Христа, когда говорю кем, на самом деле являются люди, известные как раса черных». (Колено Иуды было одним из 12 колен Израиля.) Откуда взялось это утверждение и является ли оно антисемитским по своей сути? В конце 19 века два бывших раба, ставшие проповедниками — епископ Уильям Сондерс Крауди из Оклахомы и епископ Уильям Кристиан из Арканзаса — получили одно и то же послание от Б-га: библейские евреи были чернокожими, а афроамериканцы — истинные дети Израиля. Сообщение было революционным, поскольку оно ниспровергало более ранние теории о судьбе «потерянных колен» Израиля. (Например, англо-израилизм постулировал, что британцы произошли от библейских евреев.) Эта идея также служила для противодействия преобладающему расистскому представлению о том, что чернокожие принадлежат к низшей расе людей.

«Идея о том, что рабство в Америке было не признаком позора, а признаком отличия «Избранного народа Б-жия» понравилась некоторым афроамериканцам, которые оценили то, как доктрина придавала им гордость и достоинство в контексте сегрегации «законов Джима Кроу», которая стремилась подчинить и унизить их на каждом шагу», — пишет историк Джейкоб Дорман в книге «Избранный народ: расцвет американских религий чернокожих израэлитов». Крауди и Кристиан много путешествовали, проповедуя то, что ученый Джеймс Лендинг в своей книге «Черный иудаизм: история американского движения» назвал «иудаическим христианством». Оба пророка находились под влиянием движения пятидесятников и масонства, и они подчеркивали строгое соблюдение Десяти заповедей и воздержание от алкоголя. Пытаясь способствовать расовой гармонии, они требовали, чтобы белые и черные прихожане омывали друг другу ноги. Такие неортодоксальные учения часто доставляли Крауди и Кристиану неприятности. Говорят, что Крауди 22 раза попадал в тюрьму во время своих поездок по Юго-Западу. Из-за своего сильного отождествления с древними евреями Крауди и его последователи переняли многие еврейские обычаи, включая соблюдение шабата, празднование Песаха и использование иврита. Из-за их ограниченных контактов с обычными евреями они проводили ритуалы, основанные на их собственном толковании Библии, что приводило к новым церемониям. На Песах, например, они мазали кровью свои двери, как это делали древние израильтяне, чтобы уберечь своих первенцев от ангела смерти. В конце концов, в Чикаго Крауди получил прозвище «Черный Элайджа» (Элиягу), а его последователей стали называть «черными евреями».

В 1896 году Крауди основал Церковь Б-га и Святых Христа в Канзасе; церковь до сих пор действует в США и на Ямайке. В течение десятилетий после смерти Крауди в 1908 году ряд черных духовных лидеров подхватили его проект. Многие использовали почетный титул «раввин» и вводили собственные доктринальные новшества. Среди них были раввин Арнольд Джозиа Форд, барбадосский музыкант, основавший синагогу в Гарлеме перед переездом в Эфиопию в 1930 году; раввин Вентворт Артур Мэтью, который был рукоположен Фордом и основал в 1919 году общину «Хранителей Заповедей» (что важно, Мэтью считал, что белые евреи играют важную роль в оказании помощи чернокожим людям при «возвращении» в иудаизм); Эбер бен Йомин (также известный как Абба Бивенс), который в 1960-х годах отделился от «Хранителей Заповедей» и основал свою собственную общину, известную как «Первая западная»; Бен Амми Бен Исраэль, духовный лидер «Африканских еврейских израэлитов Иерусалима», израильской общины с корнями в Чикаго; и раввин Каперс Фанни, нынешний главный раввин Международного израэлитского совета раввинов, который является неотъемлемой частью более широкой еврейской общины Чикаго. Их убеждения и отношение к евреям и Израилю далеко не однородны.

Например, некоторые группы считают латиноамериканцев и коренных американцев потомками 12 колен Израиля, а другие – нет. Между тем, более радикальные еврейско-израэлитские организации, многие из которых являются ответвлениями организации Аббы Бивенса, преобразовали представление о том, что чернокожие пользуются особым статусом, дарованным Б-гом, в представление о превосходстве черных над другими расами. Члены таких организаций, особенно Израэлитской церкви Б-га в Иисусе Христе, часто проповедуют на улицах, используя пренебрежительные выражения в адрес белых, евреев и ЛГБТК. Возможно, единственное общее убеждение в этих общинах — это мнение об их происхождении от библейских евреев.

После нападения в 2019 году на кошерный продуктовый магазин в Джерси-Сити людей, который посещали ответвление церкви Аббы Бивенса в Гарлеме, термин «черные евреи-израэлиты», по-видимому, стал синонимом жестокого черного антисемитизма. Действительно, часть движения, в первую очередь связанная с Бивенсом и его церковью рассматривается Южным юридическим центром по борьбе с бедностью как ненавистническая организация. Но в целом, согласно недавнему отчету, опубликованному Программой по экстремизму Университета Джорджа Вашингтона, еврейско-израэлитское духовное движение носит мирный характер. В отчете подчеркивается, что преобладающая угроза сегодня исходит от людей, слабо связанных с движением или вдохновленных им, а не от групп, организаций или учреждений».

Ведутся споры о том, является ли антисемитизмом просто утверждение, что афроамериканцы представляют истинных детей Израиля, подразумевая при этом, что нечерные евреи лгут или не знают о своей реальной идентичности и истории. Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) считают, что они тоже происходят от древних евреев, но они не регулярно сталкиваются с обвинениями в культурной (или исторической) апроприации или антисемитизме. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что яростные антисемитские деятели, такие как лидер «Нации ислама» Луис Фаррахан, использовали учение евреев-израэлитов, чтобы очернить еврейский народ.

Брюс Хейнс, автор книги «Душа иудаизма: евреи африканского происхождения в Америке», — относится к числу тех, кто считает еврейско-израэлитскую веру не столько антисемитской, сколько антиисторической. «Я не уверен, что назвал бы это антисемитизмом», — заявил Хейнс «Associated Press» в 2020 году после того, как Ник Кэннон сделал подстрекательские замечания в подкасте, в том числе о том, что чернокожие — «настоящие евреи» и поэтому не могут быть антисемитами, идея, которую Йе повторил в своем недавнем твите. «Это плохое прочтение истории, но я бы не назвал это антисемитизмом», — добавил Хейнс. «С другой стороны, некоторые из тех групп, которые называют евреев самозванцами, безусловно, переходят черту». Таким образом, идея, выдвинутая в конце 19 века проповедниками, стремившимися способствовать возвышению афроамериканцев и расовой справедливости, со временем стала риторическим оружием, используемым против евреев недоверчивыми к ним черными людьми. Считаете ли вы эту идею ненавистнической или глупой, многих евреев она определенно раздражает. «ЕВРЕИ — НАСТОЯЩИЕ ЕВРЕИ», — написал в своем твиттер-аккаунте писатель и педагог Бен М. Фриман.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции