Новости

Истина и ложь: обзор фильмов о Холокосте

26 января 2020, 17:00 Кино
Поделиться

Оглядываясь назад на художественные фильмы о Холокосте, посвященные 75-й годовщине освобождения Аушвица, становится ясно, что их можно разделить на две основные эпохи: до фильма «Жизнь прекрасна», итальянского режиссера Роберто Бениньи 1997 года о том, как отец прячет сына в концентрационном лагере, и после.

Этот фильм, который завоевал популярность и признание критиков, а также три «Оскара», был широко раскритикован историками и другими мыслящими зрителями за его неточность – милые дети не могли быть спрятаны в лагерях смерти. Рич Браунштейн, лектор отдела образования Яд Вашем и автор книги, которая скоро выйдет в свет, «Библия кино о Холокосте: 75 лет нарративу фильмов о Холокосте» (1945–2020), сказал в интервью: ««Жизнь прекрасна» высосала жизнь из художественных фильмов о Холокосте. Это полностью тривиализировало Холокост. После этого никто не хотел видеть скачущего по Аушвицу ребенка, похожего на Опи (персонаж из сериала «Шоу Энди Гриффита»)».

Сегодня люди предпочитают смотреть фильмы о Холокосте, основанные на реальных событиях. «История газовых камер должна основываться на правде. Зачем звать людей на фильм о фиктивных газовых камерах? Какой смысл, когда есть так много реальных историй о реальных людях, которые пострадали?» – говорит Браунштейн. К сожалению, «Жизнь прекрасна» положила начало концепции положительного фильма о Холокосте, в котором история одинокого выжившего или Праведника – нееврея должна быть трогательной.

«В фильмах о Холокосте у вас есть 1 шанс из 8 найти фильм о Праведнике – нееврее. Эти фильмы создают у вас впечатление, что если вы гуляете по улице в Варшаве или Берлине (в нацистскую эпоху), независимо от того, поверните ли вы направо или налево, вы, вероятно, найдете человека, который будет сочувствующим и поможет. Фактически же, только около 600 немцев из 60-миллионного населения были Праведниками народов мира», – замечает Браунштейн.

«Кролик Джоджо», новый фильм Тайка Вайтити о немецком мальчике в нацистскую эпоху, который номинирован на шесть «Оскаров», включая «Лучший фильм», — это то, что Браунштейн характеризует как фильм о Праведнике – нееврее, создающий ложное впечатление, что евреи легко могли получить помощь во время Холокоста.

Еще одна тенденция последних фильмов о Холокосте состоит в том, что, помимо того, что они основаны на реальных историях, они изображают ужасы более реалистично и в подробностях. «Сын Саула», фильм Ласло Немеша, получивший в 2016 году «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», о члене «зондеркоммандо» (специальной команде из узников, занимавшейся обслуживанием газовых камер и крематориев) в Аушвице-Биркенау, является тому примером. Новый фильм «Нарисованная птица», экранизация романа Ежи Косински (который предположительно был основан на реальной истории, но был разоблачен как сфабрикованный), настолько жесток, что многие зрители покидали кинозал на его показах на кинофестивалях в Венеции и Торонто. Браунштейн объясняет его неспособность добиться популярности тем, что он не основан на реальных событиях.

«В «Нарисованной птице» глазное яблоко брошено на пол, и кот съедает его. Если бы это действительно произошло, это стоило бы изобразить на экране. Но если это не так, зачем мне это нужно? Я могу пойти за этим к Уэсу Крейвену (режиссеру фильмов ужасов)», – говорит он. Одним из удручающих событий для Браунштейна был проект «eva.stories», настоящий дневник времен Холокоста, который был выставлен в качестве постов в «Instagram» в 2019 году. В статье, опубликованной в «Jerusalem Post», Браунштейн писал: «Без контекста или продолжения урок длится только до тех пор, пока на вершине памяти ребенка не окажется следующий яркий объект». Возможно, это и есть непреходящий урок фильмов о Холокосте, о том, что реальные истории должны говорить сами за себя без сокращений, вымыслов или трюков.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции