Голландские еврейские школы вновь открываются, но опасаются, что антивирусная политика может поставить под угрозу их безопасность
Решение голландского правительства вновь открыть школы оказалось более чем своевременным для Ханны Фейги, матери девяти детей, которая преподает Тору в еврейской начальной школе. «Это было уютное время, но это также было трудно», – говорит 44-летняя Фейги о двухмесячном закрытии школ в Нидерландах. «Хорошо возвращаться к нормальной жизни».
Открытие школ в прошлом месяце принесло ей избавление от контроля за образованием своих детей в условиях изоляции. Это также позволило ей вернуться к своим любимым коллегам в «Хейдере», престижном учреждении, которое предпочитают наиболее строго соблюдающие евреи города. Но новая нормальность в еврейских школах здесь не та, что была до закрытия. Руководство по социальному дистанцированию и другие инструкции, связанные с коронавирусом, привели к серьезным изменениям. В Европе, где еврейские школы охраняются мощными воротами и охранниками, новые меры предосторожности, внедряемые в Нидерландах, указывают на новую и особую проблему: следует ли оставлять ворота зданий открытыми, чтобы минимизировать воздействие Covid-19, или это может поставит под угрозу безопасность?
В «Хейдере», чьё начальное отделение частично открылось 11 мая, учителя теперь отделены от учащихся пластиковыми панелями, свисающими с потолка и разделяющими классы. «Это трудно, вы не можете ходить, и ученики не могут показать вам, например, свою тетрадь, если они не прижмут ее к панели», – говорит Фейги. «Это мешает работе». Все еврейские школы Нидерландов расположены в двух кварталах в Буитенвельдерте, южном и зеленом районе Амстердама с большими жилыми домами 1970-х годов, которые расположены между Амстердамским лесом и парком Амстел. Две еврейские начальные школы в столице – «Хейдер» со 110 учениками и «Рош-Пина» с 270 учениками – значительно сократили количество учебных часов. (Среднюю школу, «Маймонид», еще предстоит открыть.)
Сокращение, санкционированное Министерством образования, предназначено для того, чтобы вдвое сократить количество учеников, находящихся в одном классе одновременно, чтобы лучше наблюдать за социальной дистанцией и сдерживать распространение Covid-19. Родителям также не разрешают посещать школы. Вместо этого преподаватели приветствуют младших учеников на улице и проводят их в класс. В «Рош-Пина» для координации родительского и детского потоков была создана система временных интервалов. Но даже при половинной посещаемости время прихода и ухода пришлось увеличить.
«Мы поняли, что нам нужно внести изменения в то, как дети приходят и уходят», – говорит Жаклин Брехер, директор школы «Рош-Пина». «Просто не было никакого способа сохранить социальную дистанцию без тех изменений, которые были вынуждено введены».
Вопрос безопасности
Школа «Рош-Пины» отказалась обсуждать внесение изменений в вопросы обеспечения безопасности, ссылаясь на безопасность своих учеников и преподавателей. В дни, сразу же после открытия, главные ворота «Рош-Пины, укрепленная металлическая решетка, которые обычно закрыты, оставались приоткрытыми, предположительно, чтобы их поверхности не касались. «Хейдер» тоже открыла свои ворота. После изменений, улицы, где расположены две школы, были закрыты для движения транспорта во время приезда и отъезда учеников, и охранники охраняли въезд. Фейги сказала, что она уверена в том, что новые меры обеспечивают необходимую безопасность. Но Герман Лунштейн, председатель школьного совета «Хейдер», признал, что «необходимость предотвращения заражения усложнила способы обеспечения безопасности еврейских учреждений».
Мощная система безопасности в школах и других еврейских учреждениях по всей Европе появилась после серии террористических атак за последние пару десятилетий. В 2012 году исламист убил четырех человек – троих детей и раввина – в еврейской школе в Тулузе, Франция. В прошлом году полиция Германии арестовала вооруженного человека, который, по словам свидетелей, пытался войти в синагогу в городе Галле. Удерживаемый на расстоянии благодаря недавно установленной усиленной двери, он убил двух человек поблизости. Офир Ревах, генеральный директор Центра безопасности и кризисов Европейского еврейского конгресса, был не рад услышать об изменении политики еврейских школ Амстердама в отношении ворот. «Я не знаю специфики Амстердама, но для нас открытые ворота, открытые двери — это не вариант», – сказал он. Эта напряженность проявляется и в других странах Европы.
В Италии правительство разрешило вновь открывать синагоги при условии, что они будут держать свои двери открытыми, чтобы улучшить приток воздуха, говорит Мило Хасбани, президент еврейской общины Милана. «Для нас это проблема», – отметил он. В Амстердаме изменения в системе безопасности не были удобны для учителей, родителей и жителей района, но они работают, подчеркнула Брехер. «Сейчас, когда все так сложилось, я чувствую, что мы можем обеспечить безопасную обстановку», – говорит она. Брехер, которая работает директором «Рош-Пины» полтора года, обеспокоена решением правительства Нидерландов вернуть школы – в том числе еврейские, которые являются государственными, но в основном управляемыми членами еврейской общины, – к нормальной работе 8 июня. «Я чувствую себя менее комфортно в отношении возвращения к работе с полной загрузкой, потому что у нас нет информации о том, что это означает с точки зрения рисков», – говорит она. «Но, тем не менее, мы готовимся к этому».
Эмоции возвращения
По словам Брехер, дети в «Рош-Пине» все еще привыкают к возвращению в школу. «Они были немного робкими и тихими в первую неделю, что довольно необычно для наших детей», – говорит она. «Теперь они уже начинают оживляться». Все нидерландские школы начали проводить интерактивные онлайн-уроки через «Zoom» и «Microsoft Teams» в течение нескольких дней после прекращения занятий, предоставляя планшеты и ноутбуки семьям, которые в них нуждались. Многим другим школам в Нидерландах потребовалось две-три недели, чтобы создать короткие, неинтерактивные видеоролики для учеников. Все встречи родителей с учителями, собрания учителей и некоторые занятия в голландских школах по-прежнему проводятся онлайн, чтобы уменьшить вероятность заражения.
«У наших детей не хватало возможности, чтобы посетить все виртуальные занятия, которые предлагала «Рош-Пина»», – говорит Рути Данкнер, мать двоих детей из Израиля, которая поселилась в Нидерландах два года назад. «Мы дали им возможность пропускать некоторые занятия». Ее 9-летняя дочь, Дорит, говорит, что она прекрасно справляется со своим неполным учебным днем в «Рош-Пине». «Я хотела, чтобы школа началась, потому что я скучала по своим друзьям. Здорово, что она вернулась», – говорит она.