Новости

Еврейский квартал Амстердама готовится вновь открыться

20 мая, 18:00 Нидерланды
Поделиться

Расположенный в бывшем еврейском квартале этого голландского города, его Еврейский культурный квартал – группа музеев и других учреждений, расположенных в нескольких кварталах друг от друга – объединяет многовековую европейскую историю на площади, вдвое меньше Таймс-сквер. Он включает в себя Еврейский исторический музей; Еврейский детский музей, первый в своем роде в Европе; Португальскую синагогу, здание 17-го века, которое до сих пор функционирует как молитвенный дом; библиотеку «Эц хаим», расположенную рядом с Португальской синагогой; театр «Hollandse Schouwburg», который во время нацистской оккупации использовался как место сбора евреев, отправляемых в концлагеря Холокоста; и другие памятники. Там также расположен национальный музей Холокоста, стоимостью 27 миллионов долларов, который сейчас реконструируется и должен вновь открыться в 2022 году.

До пандемии коронавируса Культурный квартал ежегодно привлекал более 350000 посетителей, выступая в качестве портала в еврейскую жизнь и культуру как для туристов, так и для местных жителей. Еврейский детский музей посещают тысячи учеников начальной школы. В главном музее находятся две самые дорогие в мире ханукальные меноры. Сейчас есть опасение, что когда Культурный квартал вновь откроется, он не будет оказывать такого же воздействия во многих отношениях.

Еврейский культурный квартал планируется открыть 1 июня, и его сотрудники продумывают формат работы. Продажа билетов – входная плата составляет около 20 долларов, билет действителен для всех тамошних учреждений – будет осуществляться исключительно онлайн и заранее, по сути, отсекая случайных клиентов. В то время как в 2019 году квартал в центре Амстердама посетило около 360000 человек, «если мы получим 135000 посещений в 2020 году, это будет хороший результат», – говорит Эмиль Шрайвер, директор организации квартала, которая сформировалась в 2012 году. «Это просто реалистично».

Основная интерактивная структура Культурного квартала также может измениться. Еврейский музей разработал концепцию под названием «Я спрашиваю», которая побуждает посетителей начинать беседу с гидами, а не действовать как пассивные наблюдатели. В 2015 году голландский музейный журнал «Museumpeil» описал этот метод как новаторский и заявил, что его следует использовать. Тем не менее, Шрайвер признал, что модель, возможно, придется адаптировать к реальности после строгой изоляции. Некоторые места Культурного квартала, такие как общинные сокровища, выставленные в португальской синагоге, слишком тесны, чтобы допускать обязательное 5-футовое социальное дистанцирование. Помимо изменений туристических маршрутов, посетители будут вынуждены носить маски для лица и держать социальную дистанцию.

«Я скучаю по прогулкам, по тому, как люди говорят о том, что они видели в кафетерии, хвалят это или жалуются, что угодно, – сказал Шрайвер. – Я скучаю по живости этого места». «Мы многое сделали онлайн и продолжим делать, но для меня это не одно и то же», – заметил Шрайвер.

Культурный квартал стал путем в иудаизм для Анны-Марии ван Хильст, 32-летнего амстердамского гида, которая пришла к религии более десяти лет назад. Она сказала, что традиция иудаизма задавать вопросы понравилась ей. Ван Хильст начала посещать синагогу Либеральной еврейской общины из интереса, когда ей было 13 лет, до ее обращения в иудаизм. Но доступность и разнообразие различных учреждений, составляющих культурный квартал, позволили ей постепенно развивать свою еврейскую идентичность, сказала она. Позже это даже помогло ей с выбором. «Я начала посещать Детский еврейский музей в подростковом возрасте, – вспоминает она. «Мне понравилось, что у них всегда был персонал, чья работа заключалась в том, чтобы отвечать на вопросы. Это был не просто музей, где вы смотрите экспонаты, это было место для диалога». Но, добавила ван Хильст, она могла задавать персоналу слишком много вопросов. «Я не уверена, что я им нравилась так же, как они мне», – подчеркнула она.

Когда она повзрослела, и ее знания об иудаизме углубились, ван Хильст «перешла» в главный еврейский музей. Это помогло ей решить изучать еврейскую историю в университете Амстердама. Во время учебы она получила доступ к «Эц Хаим», которая закрыта для широкой публики, за исключением экскурсий очень маленькими группами раз в несколько недель, а также для научных работников. «Во многих отношениях именно там я поняла, что значит быть евреем», – сказала она о библиотеке.

На прошлой неделе, проходя мимо опустевшего культурного квартала, ван Хильст посетовала на необходимость держать его закрытым – как раз в то время, когда она считает его особенно ценным. «Особенно, когда растет антисемитизм, когда процветают теории заговора о евреях и вирусе, Еврейский культурный квартал должен быть открытым и рассказывать реальную историю иудаизма», – сказала она.

В этом квартале работают несколько десятков сотрудников, а его годовой оборот составляет 10 миллионов долларов. Ежегодное финансирование Министерства образования Нидерландов покрывает около половины его бюджета. Остальное поступает от продажи билетов, мероприятий, магазинов и кафе, а также от пожертвований и неправительственных субсидий, говорит Шрайвер, чей отец был евреем.

Дом Анны Франк, который не является частью Культурного квартала, но в прошлом году принял более миллиона посетителей, также сталкивается с резким сокращением посетителей из-за эпидемии коронавируса. Музей, который был создан там, где какое-то время еврейская семья девочки-подростка Анны франк, автора всемирно известного дневника, скрывалась от нацистов, находится в небольшой пристройке с узкими дверными проемами и тесными пространствами. Как сказал AT5 в прошлом месяце его директор Рональд Леопольд, архитектура — это одна из причин, по которой она так успешно передает ощущение ограничения свободы, но также усложняет поддержание обязательного 5-футового расстояния в рамках социального дистанцирования.

Дом Анны Франк много лет обходился без случайных посетителей из-за высокого спроса, а продажа билетов онлайн происходила за несколько недель. До пандемии разрешалось впускать 78 человек каждые 15 минут. Но после 1 июня количество посетителей, которых будут пускать ежедневно, сократится на 80%, заявил Леопольд. И Культурный квартал, и Дом Анны Франк адаптировались к эпохе онлайн-карантина. Дом Анны Франк выложил серию записей в блоге от актрисы, похожей на автора дневника. Квартал проводит виртуальные туры в социальных сетях и транслирует свой ежегодный проект «Открытые еврейские дома», в котором люди, живущие в домах жертв Холокоста, приглашают посетителей ознакомиться с их историей и историями бывших жителей этих домов.

Другие онлайн-туры включали «золотой век» голландского еврейства в 17 веке, когда была построена Португальская синагога, и демонстрацию красочного искусства голландского еврейского художника Эли Контента. Ван Хильст побывала в Еврейском культурном квартале еще до введения мер строгой изоляции, когда ее пригласили провести виртуальную экскурсию по Португальской синагоге. «Я не ожидала этого, но это было очень особенное чувство – быть там почти в одиночестве – обычно там полно людей», – вспоминает она. Но это было также глубоко меланхолично, сказала ван Хильст. «Среди многих других вещей, которые мы не можем сделать, люди не могут услышать историю, которую должен рассказать Еврейский культурный квартал», – говорит она. «Это разбивает мне сердце».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции