Новости

Главный раввин России Берл Лазар рассказал об опасности польского «закона о Холокосте»

8 февраля 2018, 14:00 Берл Лазар
Поделиться

Главный раввин России Берл Лазар рассказал газете “Известия” об опасностях, которые таит в себе польский «закон о Холокосте». Мнение главного раввина России опубликовано в разделе “Общество” под заголовком “Никогда больше”.

Раввин Берл Лазар пишет: “В мидрашах — нашей религиозно-нравственной литературе — есть история о том, как фараон, царь Египта, решал, что ему делать с евреями, когда те начали требовать свободы. Он обратился за советом к трем известным мудрецам и прорицателям того времени — Валааму, Итро и Иову. Валаам был злым человеком и сказал, что евреев надо держать в рабстве, а если они не повинуются — просто убить всех. Итро, наоборот, порекомендовал поскорее освободить евреев и позволить им уйти. А третий мудрец, Иов, промолчал, потому что решил, что его слова всё равно не будут приняты во внимание.

Из Святых книг мы знаем, какие страдания потом пришлось претерпеть Иову. И мидраш прямым текстом говорит нам, что все эти беды случились с ним именно потому, что он промолчал, когда нужно было кричать. Он хотел остаться в стороне, когда решался вопрос о жизни и смерти множества людей, — и в этом его великая вина.

Вот это, мне кажется, как раз история об ответственности за Холокост. Обновленный закон об Институте национальной памяти вводит наказание за использование формулировки «польские лагеря смерти» и распространение других фактов об участии польской нации в Холокосте, которые власти республики считают неправдивыми.

Логика польских руководителей, принявших этот закон, по всей видимости, такова: в годы геноцида Польша не существовала как государство, это была территория, оккупированная нацистами, и местное население не имело никаких политических прав. Соответственно, поляки не могли запретить нацистам строить на их земле десятки концлагерей, где уничтожали евреев.

Однако в такой страшной реальности люди вели себя по-разному. Были праведники мира — те, кто пытался спасти евреев, порой с риском для собственной жизни и для жизни своих близких. Этих праведников мы всегда будем помнить и благодарить — как мы всегда будем помнить и благодарить солдат Красной армии, освободивших лагеря и узников, которые там еще оставались. Были, к сожалению, коллаборационисты, которые сотрудничали с нацистскими палачами. С этими всё ясно, и нам понятно, что принятый сейчас в Польше закон на этих преступников не распространяется. Но остается открытым самый главный вопрос: а как с теми людьми, которые знали и молчали? Которые жили совсем рядом с Освенцимом и Треблинкой, знали, что там каждый день убивают, и ничего не сделали, ничего не сказали… фактически остались безразличны. Неужели эти люди не несут никакой моральной ответственности?

Кто-то, наверное, возразит: «А что они могли сделать?» Человек всегда может что-то сделать, на то он и человек. На то ему Б-г и дал свободу выбора — единственному из всех живых существ. По крайней мере, он может и должен ощущать собственную ответственность за то, что происходит вокруг него.

А если, как это сейчас предлагают, объявить, что никакой ответственности нет и, что называется, «закрыть главу» — это, увы, приведет к очень печальным результатам. Ведь история — это далеко не только прошлое: это прошлое, которое ежедневно и ежечасно оказывает влияние на настоящее. Да, Холокост был явлением уникальным, сейчас, слава Б-гу, нет трагедий сходных по масштабу: но в десятках стран продолжает литься кровь невинных людей, в десятках стран совершаются преступления против человечества, теракты и, что, наверное, даже хуже, акты государственного терроризма. И отрицать сейчас ответственность за кровавое прошлое — это означает, по сути, оправдывать тех, кто сегодня видит и молчит!

У каждого народа — да и, наверное, у каждого человека — есть тяжелые воспоминания о прошлом, о старых событиях, когда он не сделал то, что нужно было сделать. Проще всего попытаться убрать память о прошлом: например, снести какие-то памятники, а территорию прежнего концлагеря распахать и посеять там пшеницу. Это сделать легко. Но забыть черные страницы прошлого — значит обречь себя на повторение этого прошлого в будущем! Я убежден, что наш долг — помнить, говорить, учить. Извлекать правильные уроки из прошлого. Поэтому, в частности, Федерация еврейских общин России каждый год везет более тысячи студентов из самых разных городов нашей страны в Освенцим — чтобы увидели, чтобы помнили. Чтобы поняли.

Эта акция проходит под лозунгом «Никогда больше». Чтобы никогда больше не было Холокоста. Чтобы никогда больше не было войн. И не только это: участники акции клянутся, что никогда больше не будут молчать, если увидят несправедливость, что никогда больше не будут мириться со злом. С любым злом — даже в собственном дворе!

Потому что вот еще один урок истории, который прямо сейчас приходит в наши с вами дворы. Насилие в школах — да, это началось на Западе, но уже и до нас дошло. Кто виноват? Несовершеннолетний хам, озверевший от безнаказанности, который начинает размахивать в классе топором? С ним всё понятно, с ним, я надеюсь, разберутся правоохранительные органы. Но тут же выясняется, что он уже давно издевался над теми, кто слабее, а окружающие молчали. А теперь они говорят: «Мы не виноваты, мы просто там стояли…»

Вот вам трагедия, от которой, как сейчас выясняется, никто не застрахован. Конечно, можно сказать, что это «совсем не тот уровень» — но жертвам насилия от этого не легче. Да и подняться «с уровня микро на уровень макро» можно на удивление быстро. Опять же, вспомните историю. 90 лет назад нацисты были обычным уличным хулиганьем в коричневых рубашках — а прошло каких-нибудь 15 лет, и они уже захватили большую часть Европы, покрыли ее густой сетью концлагерей и ежедневно убивали в них тысячи невинных людей!

Раньше память о тех страшных событиях было хранить легко. Во многих семьях еще жили люди, прошедшие концлагеря или сражавшиеся в армиях антигитлеровской коалиции — память о войне и Холокосте жила практически в каждом доме. Сейчас, когда с каждым годом наших дорогих ветеранов остается, к сожалению, всё меньше, мы должны тем более делать всё, чтобы их подвиг никогда не был забыт! Чтобы уроки Холокоста твердо усваивались нашей молодежью, становились достоянием каждого следующего поколения”.

Известия

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции