Новости

Героиня французского Сопротивления Иветт Ланди, спасавшая евреев во время Второй Мировой войны, скончалась в возрасте 103 лет

5 ноября 2019, 12:00 некролог
Поделиться

Иветт Ланди, героиня Сопротивления, которая помогала евреям бежать из оккупированной Франции, пережила ужасы нацистских концентрационных лагерей, и при этом продолжала призывать к франко – германскому примирению, умерла в возрасте 103 лет, сообщили власти 3 ноября.

Самая младшая из семи детей из фермерской семьи из окрестностей Эперне, одного из главных центров производства шампанских вин, Ланди была школьной учительницей во время оккупации, а также работала в ратуше, что позволило ей присоединиться к сети сопротивления, известной как «Линия побега опоссума». С 1940 года она поставляла поддельные документы евреям, мужчинам, бежавшим от нацистской программы принудительного труда – STO – в Германии, и беглецам из числа военнопленных, которых ее брат Жорж прятал на своей ферме. Но гестапо настигло ее в июне 1944 года, арестовав 28-летнюю Ланди прямо в школе. Ее заключили в Равенсбрюк, примерно в 80 километрах (50 милях) к северу от Берлина, единственный лагерь, предназначенный для женщин и детей.

Ланди не смогла забыть ту дегуманизацию, которую она испытала там с самого начала, когда ее заставили раздеться перед офицерами СС. «Тело обнажено, а мозг внезапно превратился в клочья. Ты как дыра, дыра, полная пустоты, и если ты посмотришь вокруг, то увидишь еще больше пустоты», – говорила Ланди. Эти муки продлились почти год, пока Ланди не была назначен в рабочий отряд «Коммандо» под Веймаром, освобожденным советской армией в апреле 1945 года. «Тем не менее, сегодня я все еще думаю о лагере каждый день … часто ночью, прежде чем заснуть», – сказала Ланди AFP в 2017 году.

По случаю своего 100-летия в том же году она была повышена до второго по значимости ранга Почетного легиона – Великого офицера. Мэр Эперне Франк Леруа заявил в «Фейсбуке», что Ланди «представляла честь Франции в самые мрачные часы нашей истории». Прошло почти 15 лет после освобождения, прежде чем она начала рассказывать о своем опыте, беседуя с французскими и немецкими школьниками. Леруа похвалил ее «невероятную приверженность долгу памяти». У нее «также была точка зрения на войну и, в частности, на франко – германское примирение, которое она считала чрезвычайно важным», сказал он AFP.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции