Европейский суд постановил, что власти могут запретить кошерный и халяльный убой в бельгийском регионе
17 декабря Европейский суд постановил, что власти могут обязать оглушать животных перед забоем хотя еврейские и мусульманские организации предупреждают, что это может ограничить свободу вероисповедания, пишет «The Times of Israel».
Суд поддержал постановление, введенное в бельгийском регионе Фландрия о запрете убоя неоглушенного скота, отметив, что это делается с учетом прав животных. «Суд приходит к выводу, что меры, содержащиеся в постановлении, позволяют достичь справедливого баланса между важностью, придаваемой благополучию животных, и свободой верующих евреев и мусульман исповедовать свою религию», – говорится в постановлении.
В 2017 году региональное правительство Фландрии, издало постановление, которое вступило в силу в 2019 году, о том, что скотобойни должны оглушать скот перед забоем. Высказывался аргумент, что это «уменьшит страдания животных», но подобное решение широко воспринимается как мера, направленная против мусульманской традиции халяльного забоя и еврейской традиции кошерного убоя. Активисты по защите прав животных настаивали на запрете. И кошерный, и халяльный ритуальный убой требует, чтобы домашний скот был в сознании, когда ему перерезают глотку. Но еврейские и мусульманские организации утверждали, что эта мера была атакой на их традиции и ритуалы, и призвали Европейский суд отдать приоритет религиозной свободе.
Постановление от 17 декабря было незамедлительно осуждено еврейскими организациями, а глава Европейского еврейского конгресса заявил, что оно «серьезно подрывает» право на соблюдение еврейских религиозных обрядов. «Это постановление является тяжелым ударом для еврейской жизни в Европе и, по сути, говорит евреям, что наши обычаи больше не приветствуются», – подчеркнул Моше Кантор в заявлении. Он заявил, что ЕЕК будет оспаривать решение суда. «Еврейские общины Европы не успокоятся, пока наши основные права не будут утверждены и защищены всем весом европейского законодательства», – заключил Кантор.
Решение было также осуждено Бельгийской федерацией еврейских организаций и Европейской еврейской ассоциацией. «Это печальный день для европейского еврейства. Вот уже несколько десятилетий, как права животных вошли в моду, кошерный убой подвергается безжалостным нападкам и его неоднократно пытаются запретить», – отметил в своем заявлении председатель EJA раввин Менахем Марголин. Марголин отверг «совершенно ложную предпосылку» о том, что кошерный убой более жесток по отношению к животным. «Сегодняшнее постановление ставит благополучие животных выше основного права на свободу религии. Проще говоря, животное оказалось предпочтительнее человека», – заметил он.
Конференция европейских раввинов заявила, что это постановление «бросает вызов» недавним заявлениям европейских властей о защите еврейской жизни. «Запреты уже оказали разрушительное воздействие на бельгийскую еврейскую общину, вызвав нехватку поставок во время пандемии, и мы все прекрасно понимаем, какой прецедент это создает, бросая вызов нашим правам исповедовать нашу религию», – говорится в заявлении. Организация также отметила, что предыдущие запреты на ритуальный убой были введены ультраправыми. «Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда без консультации с местной еврейской общиной вводится запрет, и последствия для еврейской общины будут значительными», – говорится в заявлении. «Европе необходимо задуматься о том, каким континентом она хочет быть. Если такие ценности, как свобода религии и истинное разнообразие, являются неотъемлемой частью, то нынешняя правовая система не отражает этого и требует срочного пересмотра».