Еврейская община, основанная потомками жертв инквизиции, открыла первый в Португалии музей Холокоста
В Португалии открылся первый музей Холокоста, построенный в северном городе Порту членами еврейской общины, основанной потомками жертв инквизиции, сообщает JTA.
Музей Холокоста в Порту был создан в сотрудничестве с московским Еврейским музеем и центром толерантности и другими учреждениями. Он открылся 20 января, говорится в заявлении еврейской общины Порту, организации, представляющей местных евреев. Ожидается, что, когда будут сняты ограничения, связанные с пандемией Covid-19, он будет принимать 10000 посетителей в год.
В заявлении говорится, что 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, музей посетят учащиеся со всей Португалии. В музее есть копия барака для заключенных в Аушвице, мемориальная комната, где на стенах написаны имена жертв Холокоста и учебный центр.
Инквизиция, кампания религиозных преследований на Пиренейском полуострове, начавшаяся в Испании в 1492 году, начала применяться в Португалии в 1536 году. Она положила конец еврейской жизни в Порту и во всем регионе, когда сотни тысяч сефардских евреев бежали из обеих стран. Те, кто остался, тайно исповедовали иудаизм. Их потомки известны как «бней анусим», или «потомки принужденных креститься».
Организованная еврейская жизнь в Порту возродилась в 1920-х годах благодаря Артуро Карлосу де Барросу Басто, потомку бней анусим и армейскому капитану, который помогал развивать еврейскую жизнь в Порту и его окрестностях. В результате его уволили из армии и осудили как педофила по ложному обвинению. После этого еврейская жизнь в Порту вновь пришла в упадок. В 1940-х годах многие тысячи еврейских беженцев из Европы проехали через Португалию, которая была нейтральной во время Второй мировой войны, и бежали оттуда в Соединенные Штаты и в британскую подмандатную Палестину. Аристидес де Соуза Мендес, генеральный консул Португалии, работавший во Франции, выдал тысячи спасительных виз для евреев, спасавшихся бегством из оккупированной нацистами Европы.
В начале 2000-х годов несколько бней анусим из Порту прошли ортодоксальный гиюр, включая бывшего лидера общины Хосе Феррао Филипе. В общине также есть евреи-ашкеназы, потерявшие родственников во время Холокоста, включая казначея общины Михаэля Ротвелла. «Мои дедушка и бабушка были хорошими немецкими патриотами», – написал он в заявлении, но с приходом к власти нацистов «они оказались нежеланными иностранцами, их, как скот, переправили в Аушвиц, отделили друг от друга, сделали объектами насилия, и они погибли там».
Сегодня в Португалии проживает около 3100 человек, которые идентифицируют себя как евреи — это на 75% больше, чем в 2001 году, согласно докладу о еврейской демографии в Европе за 2020 год лондонского Института исследований еврейской политики. Еврейская община Порту заявляет, что сейчас в ней около 400 членов, по сравнению с несколькими десятками десять лет назад. Всего в Порту проживает около 200000 жителей. Прирост связан с иммиграцией из других стран Европы и Латинской Америки, а также с законом Португалии 2015 года, гарантирующим гражданство потомкам сефардских евреев, который был принят в искупление преступлений инквизиции. Позднее в том же году Испания приняла аналогичный закон.
Еврейские общины Порту и Лиссабона проверяют заявления о гражданстве для правительства, взимая сотни долларов за каждое заявление. Было подано более 76000 заявлений, около 30% были одобрены. Община Порту, которая десять лет назад не могла позволить себе починить потрескавшийся потолок синагоги или нанять раввина, в последние годы отремонтировала свою синагогу, наняла штатного раввина, открыла еврейский музей и в прошлом году выпустила документальный фильм о де Барросе Басто стоимостью 1 миллион долларов. Пресс-секретарь общины отказался сообщить, сколько стоило создание музея, расположенного в центральном районе Аррабида, и каков его годовой бюджет.
Проект музея получил «существенное пожертвование от португальской сефардской семьи из Юго-Восточной Азии», – говорится в заявлении Ротвелла, в котором, однако, не называется фамилия семьи.