Еврейка, спасавшая Францию: умерла Марта Кон, партизанка и свидетельница Холокоста
Марта Кон (урождённая Марта Хофнунг), еврейка из Франции, пережившая Холокост, медсестра и разведчица, действовавшая за линией фронта во время Второй мировой войны, скончалась 20 мая в Ранчо-Палос-Вердес, штат Калифорния, в возрасте 105 лет.
Родилась 13 апреля 1920 года в Меце, Франция. В июне 1942 года она была арестована и интернирована как «иностранная еврейка» в лагерь “Route de Limoges”. Её сестра была впоследствии депортирована и убита в Аушвице, однако самой Марте и её семье удалось бежать в Марсель, где она завершила медицинское образование.
В ноябре 1944 года она вступила в ряды французской армии как медсестра, но вскоре была переведена в военную разведку. Рискуя жизнью, она проникала на территорию Германии, выдавая себя за немку. Одним из её ключевых разведданных стало сообщение о том, что линия Зигфрида к северо-западу от Фрайбурга была эвакуирована, а также указание точного местоположения засады германских войск в Шварцвальде.
За свою службу она была награждена французским Военным крестом (Croix de Guerre) в 1945 году, а позже получила Крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия — высшую награду страны. В 2002 году ей было присвоено звание кавалера ордена Почётного легиона — высшей государственной награды Франции.
С 1956 года Марта Кон жила в США, работала медсестрой-анестезиологом в Питтсбурге, а затем — научной ассистенткой в неврологической лаборатории своего мужа. В 1999 году её дети впервые узнали о её деятельности в годы войны. В 2002 году вышла её книга “Behind Enemy Lines”, написанная в соавторстве с Вэнди Холден. Позже её история легла в основу документального фильма “The Accidental Spy”.
В 2020 году, во время пандемии COVID-19, в честь её 100-летия у её дома в Лос-Анджелесе прошёл автопарад. Её поздравили президенты Германии и Израиля, а также сотни людей по всему миру.
Марта Кон прожила 67 лет в браке с доктором Мэйджором Коном, у них остались двое сыновей — Стефан и Реми.
«Я не была ни актрисой, ни лгуньей. Но когда от этого зависит жизнь — ты делаешь, что должен», — говорила она в интервью “Los Angeles Times”.