Новости

Два рисунка Шиле переданы наследникам жертвы нацистов

8 апреля 2018, 11:00 искусство
Поделиться

Судья Верховного суда штата Нью-Йорк постановил, что два ценных произведения Эгона Шиле с долго оспариваемым происхождением должны быть возвращены наследникам еврейского артиста из Австрии, который владел ими до его гибели в концентрационном лагере Дахау в 1941 году.

Решение, вынесенное 5 апреля судьей Чарльзом Дж. Рамосом, является одним из первых успешных случаев применения Закона о восстановлении, экспроприированного во время Холокоста или HEAR Act, принятом Конгрессом в 2016 году, который призван облегчить ограничение срока давности для истцов, стремящихся вернуть произведения искусства, украденные во время Второй мировой войны.

Два спорных рисунка Шиле – «Женщина в черном переднике» (1911) и «Женщина, прячущая свое лицо» (1912) – были частью коллекции из 449 предметов, принадлежавшей известному исполнителю кабаре Фрицу Грюнбауму в Вене, который был также истовым критиком нацистов. В течение многих лет наследники г-на Грюнбаума утверждали в судах и в других местах, что нацисты украли коллекцию, которая включала 81 произведение Шиле, и что коллекция должна быть возвращена ее законным владельцам.

В предыдущем деле в 2005 году суд вынес решение против наследников, поскольку они пытались вернуть рисунок Шиле из коллекции Грюнбаума «Сидящая женщина с согнутой левой ногой (торсом)», находившийся у бостонского бизнесмена, который купил работу в 1963 году. Суд заявил, что до иска Грюнбаумов прошло слишком много времени, что привело к истечению срока давности. Но на этот раз Раймонд Дауд, адвокат наследников, процитировал HEAR Act в своих аргументах, и судья Рамос привел его в качестве одного из юридических обоснований своего решения. «HEAR Act заставляет нас помочь вернуть разграбленное нацистами искусство его наследникам», – написал судья в своем 16-страничном постановлении, в котором он отметил» мучительный процесс, посредством которого имущество г-на Грюнбаума было разграблено».

Адвокат лондонской галереи Ричарда Нагя, арт-дилера, который несколько лет назад купил рисунки, сказал, что планирует обжаловать это решение. Г-н Надь утверждал в суде, что, хотя нацисты инвентаризировали рисунки, они никогда их не забирали. Он утверждал, что у него хороший провенанс, потому что после убийства г-на Грюнбаума невестка конферансье Матильда Лукач продала 54 произведения искусства, в том числе два спорных рисунка Шиле, в галерею в Швейцарии, которая перепродала их в 1956 году. Наги купил оба рисунка в декабре 2013 года и включил их в выставку в Армори Парк Авеню в Манхэттене в 2015 году.

Но судья Рамос постановил, что нет никаких доказательств того, что г-жа Лукас имела право собственности на произведения и отверг идею о том, что г-н Грюнбаум добровольно передал произведения искусства наследнику при жизни. «Подпись под прицелом пистолета не может привести к действительной передаче», – писал он. Г-н Дауд сказал, что наследники надеются продать рисунки Шиле в ноябре в аукционном доме Christie’s в связи со 100-летней годовщиной смерти Шиле. Он подал ходатайство в суд о передаче произведений в аукционный дом.

Наследники не знали, где эти два рисунка Шиле, пока они не были замечены на выставке Армори Парк Авеню 2015 года. Мистер Дауд потребовал их возвращения, но г-н Надь утверждал, что он — законный собственник. До принятия HEAR Act, наследники, подавшие иск, не смогли бы удовлетворить их, если они были слишком давними. Согласно новому закону, срок исковой давности не начинает течь до тех пор, пока истец фактически не обнаружит работу, как в этом случае на выставке «Армори Парк Авеню».

«Сильное подтверждение HEAR Act судьей Рамосом показывает, что юристы будут поддерживать намерение Конгресса обеспечить справедливость семьям жертв Холокоста и выжившим жертвам», – написал г-н Дауд в электронном письме.

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции