Новости

В Швейцарии решают вопрос о возврате еврейских картин наследникам

16 января 2018, 18:00 искусство
Поделиться

Швейцария снова находится в центре спора о краже произведений искусства в период нацизма, поскольку художественный музей Базеля пересматривает требования о возврате коллекции еврейского художника-искусствоведа его потомкам. Музей отклонил заявку наследников на реституцию в 2008 году.

В музее находятся 120 рисунков и гравюр, принадлежавших Курту Глейзеру, в том числе литография «Мадонна» Эдварда Мунка, потенциально стоящая миллионы долларов. Глейзер выставил на аукцион свою коллекцию в 1933 году, когда он потерял работу (он возглавлял Прусскую государственную художественную библиотеку в Берлине), и был выселен из своего дома во время первой волны принятия нацистских антисемитских законов.

Директор художественного музея Базеля Йосеф Хелфенштайн создал специальную группу после того, как наследники Глейзера потребовали повторного открытия дела, сославшись на найденные документы, которые, как они говорят, подтверждают их претензии. «Мы надеемся, что этот вопрос не будет отправлен под сукно, чтобы все снова забыли об этом», – сказала Валери Саттлер, внучатая племянница Глейзера. Как сообщает пресс-служба музея, 15 января Базель может объявить о встрече с семьей и ее адвокатом.

Изучение еврейского искусства, проданного по низким ценам или украденного нацистами, не является чем-то новым в Швейцарии. Так с ноября этого года организована выставка так называемого «дегенеративного искусства», собранного арт-дилером нацистов Хильдебрандом Гурлиттом и подаренного музею Берна в 2014 году. На протяжении десятилетий семья Саттлер подавала иски в Соединенных Штатах, Бразилии и Германии требуя, чтобы музеи и частные владельцы по всему миру возвратили произведения искусства из коллекции Глейзера, которые он распродал перед тем, как бежать из Германии. Некоторые организации, в том числе Рейксмюсеум Амстердама и Музей Людвига в Кельне пошли на сотрудничество с наследниками. В прошлом месяце через Christie’s в Лондоне была заключена сделка с частным владельцем в Германии о продаже «Меркурия, несущего Психею на гору Олимп» Бартоломеуса Шпрангера – картины фламандского живописца XVI века стоимостью 3,85 миллиона долларов.

Но наследники также столкнулись и с отказами, в том числе и в Базеле. Десять лет назад официальные лица музея Базеля заявили, что «абсолютно не доказано», что произведения искусства принадлежали Глейзеру и что музей платил «типичные в тот период» цены. Наследники Глазера ссылаются на июньское совещание в Базельской художественной комиссии 1933 года, в которой описываются работы «с аукциона Глейзера», указывая, что музей знал источник. Протоколы, обнаруженные швейцарской государственной телекомпанией SRG, также описывают «хорошую возможность» купить «по низким ценам». Пресс-секретарь музея Карен Гериг сказала, что специальная группа стремится понять, как Базель пришел к подобным выводам десять лет назад. Она даст рекомендации городу, который является владельцем произведений искусства.

«Мы имеем в виду сложную моральную ситуацию, чтобы попытаться выяснить … почему этот аукцион произошел, и когда он (Глейзер) решил продавать, – сказала Гериг. Придется совершить много поездок по этому делу, учитывая, что наследники Глейзера оспаривают право собственности на ценные произведения искусства в других частях Швейцарии.

В 1941 году Глейзер продал «Вечер на улице Карла Юхана» Мунка Цюрихскому музею современного искусства за 12 000 франков. Семья утверждает, что сделка была принудительной, и была совершена когда Глейзер бежал из Европы в Соединенные Штаты, где он умер в 1943 году.

Родившая в США виолончелистка Нюрнбергского симфонического оркестра Саттлер,  сказала, что с ее семьей в Базеле в 2008 году обошлись подло. Чиновники называли их «предполагаемыми наследниками» и «дальними родственниками» и утверждали, что евреи Германии начали продавать искусство по сверхнизким ценам только после 1938 года – после аукциона Глейзера. «Нельзя отрицать, что он был жертвой», – сказала Саттлер.

REUTERS

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции