Новости

Картины из коллекции нацистского арт-дилера будут выставлены в Германии и Швейцарии

30 октября 2017, 11:00 искусство
Поделиться

Сотни произведений искусства, которые были собраны сыном нацистского арт-дилера, впервые будут показаны на выставках в Германии и Швейцарии на следующей неделе.

Художественный музей Берна и боннский Федеральный выставочный зал представят работы, найденные в домах Корнелиуса Гурлитта. Они будут представлены на двух параллельных выставках, которые называются «Досье Гурлитт», и, как ожидается, привлекут любителей искусства со всего мира.

Около 1500 работ, в том числе произведений Клода Моне, Поля Сезанна, Эрнста Людвига Киршнера, Отто Дикса и Густава Курбе, стоимостью в сотни миллионов евро, были обнаружены в жилых домах Гурлитта в Мюнхене и Зальцбурге налоговыми инспекторами в 2013 году, что было описано как самая большая находка произведений искусства послевоенной эпохи. Корнелиус Гурлитт, любящий искусство отшельник, который унаследовал коллекцию своего отца, умер от сердечной недостаточности в возрасте 81 года в 2014 году, завещав картины музею Берна. Решение мюнхенского суда сделало возможным организацию новаторских выставок, когда суд не поддержал иск члена семьи о том, что Гурлитт не был в здравом уме, когда он писал завещание.

«Впервые публике будет дано представление об этих произведениях искусства, о которых говорилось в новостях, так же как о сенсационной находке и сокровищнице», – сказала Нина Циммер, которая курирует выставку в Берне. Спорная роль Швейцарии как центра в прибыльной области реализации конфискованного нацистами искусства также находится под пристальным вниманием публики.

Выставка в Берне расскажет историю современного искусства, которое было запрещено нацистами как «дегенеративное» в 1937 и 1938 годах, что привело к конфискации более 23 000 картин, скульптур и гравюр из публичных галерей по всей Германии. Многие из произведений были проданы за границей, что помогло заработать деньги для нацистского режима. В федеральном выставочном зале одновременно будет представлена история украденных произведений искусства. Этот рассказ будет особенно касаться самой темной главы биографии отца Корнелиуса Гурлита, Хильдебранда, который выступал в качестве одного из самых важных арт-дилеров в Третьем Рейхе, работая непосредственно от имени нацистского лидера Адольфа Гитлера.

Циммер сказала, что цель выставки состоит в том, чтобы «отдать дань уважения людям, ставшим жертвами кражи искусства национал-социалистами, а также художникам, которые оскорблялись и преследовались режимом как вырожденцы». В Бонне основное внимание будет уделено судьбе еврейских художников, коллекционеров и арт-дилеров, в том числе многих, которые столкнулись с самосудами и преследованиями.

После сенсационного открытия коллекции Гурлитта Германия создала специальную международную группу по украденным произведениям искусства, которая до сих пор нашла настоящих владельцев всего лишь для пяти произведений. Правительство обещало продолжать финансирование расследования.

Корнелиус Гурлитт никогда не работал, и продал часть коллекции, чтобы заплатить за ее содержание. В 2010 году он был задержан в поезде немецким таможенником, который обнаружил у него большое количество наличных денег. С деньгами он возвращался из поездки в Швейцарию, где продал некоторые из работ. Последующее расследование жизни Гурлитта налоговыми органами привело к открытию коллекции. Но Циммер говорит, что Гурлитт в этой истории был несправедливо отображен как злодей. «Я думаю, что человек, которого мы должны судить, – это его отец, который был морально неоднозначным, если не сказать больше». По словам Циммер, перед тем как вступить в сговор с нацистами Хильдебранд Гурлитт в 1920-х начал свою карьеру в качестве «блестящего, молодого и прогрессивного» директора музея в Цвиккау, где он пытался убедить людей в достоинствах современного искусства. Однако за свои взгляды он был уволен с этого поста. В 1933 году он переехал в Гамбург, где продолжил действовать в таком же прогрессивном ключе с во время прихода к власти нацистов. Когда он отказался поднять флаг со свастикой в своей галерее, его уволили во второй раз.

Хильдебранд Гурлитт занялся современным искусством и открыл коммерческую галерею, которую он вынужден был зарегистрировать на имя своей жены из-за своего еврейского происхождения. Именно тогда он начал активно сотрудничать с нацистами, добровольно написав в министерство пропаганды предложение использовать свое мастерство в качестве ведущего специалиста по современному «дегенеративному искусству» – и был выбран в качестве одного из четырех пронацистских дилеров, работавших в Париже, с особой задачей приобретения работ для нереализованного проекта «Музея фюрера» в Линце. «С этого момента он присоединился к темной стороне, служа самому Гитлеру», – сказала Циммер.

Когда так называемые «Охотники за сокровищами» – группа добровольцев-мужчин и женщин со всего мира, которые действовали в рамках союзных сил для защиты культурных ценностей Европы, – после войны расспрашивали его о связи с фашистским режимом, он попытался преуменьшить эту связь. Нет никакого намека на то, что он сожалел о своей роли нацистского арт-дилера в его письмах и мемуарах, которые также будут продемонстрированы. После войны он смог продолжить свою карьеру в качестве директора галереи в Дюссельдорфе. Он умер в 1961 году.

Пять работ, которые до сих пор были возвращены наследникам их прежних владельцев, включают в себя «Сидящую женщину» Анри Матисса, «Двое всадников на пляже» Макса Либермана, «Интерьер готической церкви» Адольфа фон Менцеля и «Лувр» и «Сена» Камиля Писарро.

Происхождение других, включая работы Эдварда Мунка, Пьера-Огюста Ренуара, Огюста Родена и Пола Синьяка, все еще остается предметом исследования. Одна из лучших картин коллекции «Гора Сент-Виктуар», которая была найдена в зальцбургском доме Гурлитта за шкафом, по-прежнему остается предметом судебного спора, по которому семья Сезанна требует вернуть ее. Циммер говорит, что сомнительно, что такая впечатляющая коллекция искусства, собранная в нацистскую эпоху, снова будет найдена «просто потому, что Хильдебранд Гурлитт был четвертым нацистским дилером — а пятого нет».

Guardian

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции