Новости

Бывший охранник нацистского лагеря СС, которому исполнилось 94 года, предстает перед судом в Германии

7 ноября 2018, 18:00 Германия
Поделиться

6 ноября 94-летний бывший военнослужащий СС предстал перед немецким судом, по обвинению в соучастии в убийстве, за предполагаемые преступления, совершенные в течение многих лет, когда он служил охранником в концентрационном лагере нацистов Штуттхоф.

Иоганн Ребоген был доставлен в суд округа Мюнстера в инвалидном кресле, с деревянной тростью и портфелем на коленях. Он казался настороженным и внимательным, когда председательствующий судья Райнер Бракхейн задавал ему вопросы, он отвечал лаконичными предложениями. Ребоген работал охранником в лагере к востоку от Данцига, который сегодня является польским городом Гданьск, с июня 1942 года до начала сентября 1944 года. Нет никаких доказательств, связывающих его с конкретным преступлением, но в Штуттхофе были убиты более 60 000 человек, и прокуроры утверждают, что, будучи охранником он был причастен по меньшей мере к сотням смертей.

Вышедший в отставку государственный служащий не проявил никакой реакции, когда прокурор Андреас Брендель прочитал обвинения против него, подробно изложив ужасные способы убийства заключенных в Штуттхофе. Некоторым делали смертельные инъекции бензина или фенола прямо в сердца, расстреливали или морили голодом. Другие были вынуждены выходить зимой без одежды, пока они не умирали от болезней или не погибали в газовой камере. «Любой, кто слышал крики из газовой камеры, знал, что люди борются за свою жизнь», – сказал Брендель.

Ребоген, бывший штурман СС, не отрицает, что служил в лагере во время войны, но говорит следователям, что он не знал об убийствах и не участвовал в них. Андреас Тинкл, один из адвокатов Ребогена, не стал комментировать защиту своего клиента. Он сказал, что Ребоген обратится к суду во время судебного разбирательства, которое запланировано на январь. Ребоген живет в Боркене, недалеко от голландской границы.

В знак уважения к его возрасту и здоровью суд ограничивается максимум двумя часами в день не более двух дней подряд. В то же время, поскольку ему было менее 21 года во время его предполагаемых преступлений, он предстает перед судом по делам несовершеннолетних и будет приговорен к лишению свободы на срок не более 10 лет. Семнадцать выживших и родственники жертв Штутхофа присоединились к суду в качестве соистцов, но Брендель сказал, что неясно, будет ли кто-нибудь из них лично давать показания из-за их возраста.

В одном из нескольких заявлений, прочитанных их адвокатами, оставшаяся в живых Джуди Майзель вспоминала, что немцы вынудили ее перейти в гетто в возрасте 12 лет, где, по ее словам, она терпела голод, ежедневные унижения и террор. «Но я не была готова к тому, что было дальше», – сказала Майзель, которая сегодня живет в Миннеаполисе. «Затем начался Штуттхоф, и я испытала невообразимый, ад, организованный и выполненный СС». Ребоген, которому дали наушники, чтобы он мог четко следить за показаниями, не проявил никакой реакции, когда Майзель сказала, что в последний раз видела свою мать, когда они обе стояли среди группы обнаженных женщин, которых собирались заставить войти в газовую камеру, прежде чем она сама смогла вырваться. «Штуттхоф был организован как место массовых убийств, что стало возможным благодаря помощи охранников», – сказала она.

Бен Коэн, внук Майзель, который приехал из Нью-Йорка, чтобы присутствовать на судебном процессе, сказал, что выслушивание ее заявления одним из ее бывших похитителей в той же комнате было важным и трогательным. «Я знаю ее историю так хорошо, что она вызывает эмоции каждый раз, когда я ее слышу, но сейчас это приобретает большее значение, чем мои собственные эмоции», – сказал он.

Центр Симона Визенталя, который помог найти переживших Штуттхоф в рамках этого дела, подчеркнул, что хотя прошло уже более 70 лет после окончания Второй мировой войны еще не поздно добиться справедливости. «Течение времени никоим образом не умаляет вину лиц, виновных в Холокосте, и старость не должна обеспечивать защиту тем, кто совершил такие отвратительные преступления», – сказал главный охотник центра за нацистами Эфраим Зурофф.

Несмотря на то, что число подозреваемых сокращается, специальная федеральная прокуратура, которая расследует нацистские военные преступления, все еще рассматривает несколько дел. Правовое обоснование того, что быть охранником лагеря само по себе достаточно, чтобы быть признанным виновным в причастности к убийству, даже без конкретных доказательств преступления, впервые было успешно использовано против бывшего рабочего автомобильной промышленности из штата Огайо Джона Демьянюка в 2011 году. Демьянюк был осужден по обвинениям в том, что он служил охранником лагеря Собибор. Он отрицал обвинение и умер до того, как его апелляция была рассмотрена.

Однако обвинение бывшего защитника Аушвица Оскара Грёнинга в 2015 году, используя тот же аргумент, было поддержано высшим уголовным судом Германии во время апелляции. Случай Штуттхофа является первым использованием этого обоснования для охранника концентрационного лагеря вместо охранника лагеря смерти. Но прокуроры выразили уверенность, что это может быть использовано, так как десятки тысяч людей были убиты в Штуттхофе, хотя убийства не были его единственной целью.

Штуттхоф был основан в 1939 году и первоначально использовался как главный пункт сбора евреев и поляков, удаленных из близлежащего Данцига. Примерно с 1940 года он использовался в качестве так называемого «трудового лагеря», куда рабочие, в основном польские и советские граждане, отправлялись отбывать наказание и часто умирали. Среди других заключенных были уголовники, политические заключенные, гомосексуалисты и Свидетели Иеговы. Со середины 1944 года он был заполнен десятками тысяч евреев из гетто, и тысячами польских гражданских лиц, которых схватили во время жестокого подавления Варшавского восстания.

nytimes.com

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции