Австрия рассказывает о своем нацистском прошлом
Австрии потребовалось немало времени, чтобы решить, как рассказывать о своей истории времен Третьего рейха, пишет Deutsche Welle.
«Сначала должно было прийти время», — объясняла Ханна Лессинг, генеральный секретарь Национального фонда Австрийской Республики для жертв национал‑социализма, во время открытия национальной выставки в бывшем концентрационном лагере и лагере смерти, а ныне Мемориале Аушвиц‑Биркенау в октябре 2021 года. Выставка под названием «Так далеко — Австрия и Аушвиц» имеет в виду не только географическое расстояние между Австрией и Аушвицем, но прежде всего то, как евреи были удалены от общества, депортированы, забыты и в конечном счете уничтожены.
Надо сказать, на первой национальной выставке Австрии в этом мемориале в 1978 году страна изображала себя «первой жертвой Гитлера».
Нынешний президент Национального совета Вольфганг Соботка на открытии выставки подчеркнул, что это была более чем неадекватная позиция: «Совершение преступления, соучастие и сговор в значительной мере игнорировались на предыдущих выставках — и особенно на выставке 1978 года. Теперь преступники вытащены на свет».
Остмарк: царство нацистской Германии
«У Австрии есть особенность — она была частью рейха, — говорит историк Хайдемари Уль. — Это делает ее единственной европейской страной, помимо Германии, у которой была очевидная история совершения преступлений».
После аннексии Австрии 12 марта 1938 года ее территория была включена в состав национал‑социалистического государства под названием Остмарк. Австрийцы стали гражданами германского рейха, и многие из них активно участвовали в истребительной политике национал‑социалистов. Однако с окончанием Второй мировой войны и провозглашением независимости Австрии 27 апреля 1945 года австрийское наследие вновь сыграло свою роль.
Миф о жертве и идентичность во Второй республике
Даже в Декларации независимости Австрии в 1945 году была сделана ссылка на Московскую декларацию 1943 года, в которой Австрия описывалась как «первая свободная страна, ставшая жертвой гитлеровской агрессии, которая будет освобождена от немецкого господства». В то же время в заявлении 1943 года говорилось следующее: «Австрии, однако, напоминается, что она несет ответственность, от которой она не может уклониться, за участие в войне на стороне гитлеровской Германии».
И тем не менее Австрия провозгласила себя «первой жертвой Гитлера». Этот миф о жертве использовался в переговорах по государственному договору 1955 года, после которых Австрия восстановила полный суверенитет, в дебатах о реституции и не в последнюю очередь послужил моральной реабилитации австрийцев. Таким образом десятилетиями удавалось избегать серьезных дискуссий о нацистском прошлом и об антисемитизме, вплоть до XXI века политики и историки спорили о точном вкладе Австрии в нацистские преступления.
Нечувствительность к несправедливости
Поворотным моментом стало «дело Вальдхайма» 1986 года. Бывший австрийский дипломат, государственный деятель и бывший президент Курт Вальдхайм начал свою карьеру в 1947 году в качестве члена консервативной Австрийской народной партии, позже стал министром иностранных дел, а затем генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. Когда он баллотировался на пост президента Австрии в 1986 году, еженедельный новостной журнал Profil опубликовал расследование нацистского прошлого Вальдхайма, включая его членство в вермахте — немецких вооруженных силах.
В его биографии также не упоминался тот факт, что он участвовал в депортации евреев в Греции в 1942 году. Его бесчувственный подход к своему прошлому был очевиден в таких, например, заявлениях: «Я не сделал на войне ничего, кроме того, что делали сотни тысяч австрийцев, а именно выполнил свой солдатский долг».
В 1987 году Вальдхайм был внесен в список лиц, которым запрещен въезд в Соединенные Штаты до тех пор, пока обвинения против них не будут прояснены. Комиссия историков, инициированная самим Вальдхаймом, не смогла доказать его прямое участие или соучастие в зверствах, но установила, что Вальдхайм — вопреки его заявлениям — должен был знать о военных преступлениях на Балканах. Симон Визенталь, основатель Центра документации Ассоциации еврейских жертв нацистского режима, потребовал отставки Вальдхайма.
Но Вальдхайм остался у власти, хотя его критика никогда не стихала, а международная изоляция продолжалась. Из этого дела стало ясно, что Австрия не до конца осознает свое нацистское прошлое. Скандальный федеральный президент поляризовал общество и стал катализатором публичного обсуждения мифа о жертве.
Давление изнутри и снаружи
После падения коммунистических режимов в Восточной Европе в Австрии среди политиков росло убеждение в необходимости признания и переоценки несправедливостей Третьего рейха. Важной вехой стало выступление федерального канцлера Франца Враницкого в 1991 году перед палатой депутатов австрийского парламента, в котором он признал соучастие австрийцев во Второй мировой войне и ее последствиях.
В 1998 году была сформирована комиссия историков для проведения тщательной переоценки разграбления еврейской собственности, и в 2003 году она представила свой 49‑томный отчет. Внутренние дискуссии были столь же важны для процесса, как и внешнее давление. Для правой Партии свободы, входившей в правительство с 2000 по 2005 год и с 2017 по 2019 год, это было особенно трудно.
Снова и снова члены Партии свободы привлекали к себе внимание из‑за антисемитских ляпов. «Тем временем Партия свободы изменила свою стратегию, — комментирует Хайдемари Уль. — Высказывание позиции против поминовения жертв больше невозможно даже в Партии свободы».
Впрочем, здесь нельзя говорить о постоянном процессе. И все же в юбилейный 2005 год австрийцы переоценили свое прошлое критически: в то время как Европа в 1945 году сосредоточилась на освобождении от нацистского прошлого, Австрия отмечала успех Второй республики. Хотя политическая воля противостоять прошлому — особенно в последние годы — очевидна, проблема в том, чтобы охватывать более глубокие слои общества.
«Там, где есть эмоциональные связи и связи поколений, может возникнуть большая напряженность между национальной приверженностью примирению с прошлым и личными или институциональными приоритетами», — говорит Уль.
Расстояние и сближение
Нынешняя австрийская национальная выставка в мемориале Аушвиц‑Биркенау подвергалась пересмотру и редактированию в течение 10 лет. «Выставка — очень важный знак того, что Австрия осознала свое прошлое», — говорит Уль, добавляя, что это воспоминание должно оставаться в центре внимания как в немецком, так и в австрийском обществе у каждого нового поколения.