3500-летняя ханаанская сцена пленения, обнаружена 6-летним мальчиком во время экскурсии
Шестилетний мальчик, совершая пеший поход со своей семьей до введения в марте мер изоляции из-за эпидемии коронавируса, обнаружил уникальное, 3500-летнее изображение голого, униженного ханаанского пленника и его победоносного охранника.
Сцена пленения, запечатленная на глиняном оттиске ремесленником, чьи отпечатки пальцев все еще видны на обратной стороне таблички, была обнаружена шестилетним Имри Элия во время прогулки по Тель-Джемме недалеко от границы с сектором Газа, сообщила пресс-служба Израильского управления древностей (IAA) в своем пресс-релизе, опубликованном 25 мая. Элия получил свидетельство об активной гражданской позиции за передачу артефакта в IAA.
Глиняный оттиск размером 2,80х2,80 сантиметра (1,1 дюйма), вероятно, была сувениром победы, похожим на знак почета или медаль, сообщил «The Times of Israel» археолог IAA Саар Ганор. Поскольку оттиск был создан с помощью металлической формы, то как подчеркнул археолог, вероятно, их было создано и распространено много. Возможно, они использовались в качестве украшения, возможно, были вставлены в другие предметы, такие как ремни или мебель, чтобы демонстрировать безоговорочную победу их владельцев. Ганор полагает, что на табличке изображены два хананея.
Голые, тощие руки пленника связаны за спиной. Его держит в плену одетый, несколько более толстый охранник, с подстриженными вьющимися волосами и бородой. Они оба ханаанеи, сказал Ганор, но это общий термин, относящийся к эклектичной смеси местных народов разных племен, «все сражаются за то, за что мы сражаемся сегодня — за воду, за землю». «На художника, создавшего эту табличку, похоже, оказали влияние похожие представления, известные в искусстве Древнего Ближнего Востока. Такой же способ связывания пленного был ранее отмечен в рельефах и артефактах, найденных в Египте и на северном Синае», – говорится в пресс-релизе Ганора и других исследователей и IAA Итамара Вайсбейна и Орен Шмуэли.
Сравнивая эту табличку с другими находками, относящимися к Древнему миру, исследователи IAA датируют артефакт поздним бронзовым веком (между 12 и 15 веками до н. э.). Ганор сказал, что поздний бронзовый век является одним из наиболее представленных слоев во время раскопок на этом месте. В это время в районе Тель-Джеммы (также называемого Тель-Гама) происходили ожесточенные бои между Египтом и царями городов /государств, которыми он стал править, а также между самими местными царями. Аналогичным образом, кочевники, именуемые «хабиру», также совершали налеты на район, расположенный на берегах ручья Бесор, одного из основных источников воды в Негеве, и рядом с древней дорогой, по которой можно было добраться до порта Газы примерно в 10 километрах отсюда.
Тель-Джеммех идентифицируется некоторыми археологами как ханаанский город Юрза (также называемый Ярза). Другие археологи предполагают, что Юрза находилась в ином месте. Юрза является одним из ханаанских городов, упомянутых в трех письмах из сокровищницы из 350 посланий на аккадском языке между египетским фараоном и ханаанскими царями, обнаруженными в египетском городе Эль-Амарна, некогда древней египетской столице Ахетатоне, написанных около 1350-1330 гг. до н. э. Она также упомянута в летописях Тутмоса III как самый южный край Ханаана, где используется во фразе «От Юрзы до края земли». Поскольку крошечная табличка не была найдена в ходе научных, стратифицированных раскопок, ее датировку трудно установить. Археологи сравнили ее с другими подобными артефактами, наиболее близким из которых является очень похожий глиняный оттиск периода поздней бронзы, обнаруженный 100 лет назад на Северном Синае во время раскопок, проведенных британским археологом Флиндерсом Питри, сказал Ганор.
По словам Ганора, на сцене, изображенной на глиняной табличке, присутствуют элементы нескольких артефактов поздней бронзовой эпохи, в том числе изображения на табличке из слоновой кости, найденной в Тель-Мегиддо, а также изображения пленных в битве при Кадеше, которые можно найти на рельефе в египетском Храме Абу-Симбел, построенном при Рамзесе II. Исследователи IAA, считают, что, несмотря на крошечные размеры, сцена, изображенная на табличке, демонстрирует победу правителя над своим врагом и основана на описании победных церемоний в регионе. «Это открывает путь к пониманию борьбы за господство на юге страны в ханаанский период», – заявили исследователи.