Зрительный зал

В Собиборе

Подготовил Семен Чарный 7 июня 2023
Поделиться

В новой документальной ленте о Собиборе раскрыты попытки нацистской Германии скрыть свои преступления

Готовясь к грядущей эре, когда не станет уже людей, переживших Холокост, новый захватывающий документальный фильм режиссера Гэри Хохмана «Смертельный обман в Собиборе» рассказывает о научных технологиях, которые позволяют археологам находить доказательства преступлений нацистов, пишет журналист The Times of Israel Мэтт Лейбовиц.

Гэри Хохман на месте раскопок в Собиборе, Польша

В своем фильме Хохман показывает, как археологи исследуют землю в польском лесу с помощью георадара и томографии удельного электрического сопротивления, чтобы в электронном виде продемонстрировать подземные особенности Собибора. 

Нацисты убили здесь около 250 тыс евреев в газовых камерах, а затем полностью уничтожили лагерь.

Доказательства попыток нацистской Германии скрыть следы преступлений Холокоста выявлены в ходе 10-летнего исследования, проведенного группой экспертов, в которую входили геологи, археологи и географы.

«Это из числа первых примеров отрицания и искажения Холокоста, совершенных самими нацистами, — рассказывает Хохман, опытный режиссер-документалист и управляющий директор компании Changing Minds Productions из Коннектикута. — Есть веская причина, по которой большинство людей никогда не слышали о Собиборе».

Закадровый текст в недавно показанном на фестивалях еврейского кино в Сан-Диего и Денвере фильме «Смертельный обман в Собиборе» читает известная актриса Това Фельдшух. Фильм этот – часть документального проекта Хохмана под названием «Собибор»: онлайн-архива с видеоданными археологических раскопок, свидетельствами выживших, нарисованными от руки картами, секретными телеграммами, аэрофотоснимками люфтваффе и другими первоисточниками.

Раскопки на месте бывшего лагеря Собибор, Польша

«Нацисты тщательно пытались устранить следы своих преступлений, — замечает Хохман, который задокументировал раскопки всех основных частей лагеря, в том числе снятие асфальта 1960-х годов, под которым были обнаружены фундаменты газовых камер лагеря. — Это место преступления, и улики, спрятанные нацистами под землей, никогда не должны были быть найдены».

Большинство фильмов о Собиборе сосредоточены на знаменитом восстании заключенных в октябре 1943 года. Однако «Смертельный обман в Собиборе» выводит «работу памяти» о Холокосте на новое направление, тесно связанное с наукой, чтобы по-новому взглянуть на то, как работал этот объект уничтожения, заявляет Хохман.

Главный герой фильма — израильский археолог Йорам Хайми, который впервые посетил Собибор, узнав, что там были убиты два его дяди.

В партнерстве с польским археологом Войтеком Мазуреком Хайми руководил более чем десятью сезонами раскопок в бывшем лагере смерти. К ним  присоединился голландский археолог Ивар Шюте, поскольку в Собиборе погибли также 34 тыс голландских евреев.

Выживший в Собиборе Филипп Беловиц, умерший в 2016 году, свидетельствует как очевидец о своем опыте участия в восстании 1943 года и о том, как он пережил оставшуюся часть войны.

«История Собибора — это история обнаружения, состоящая из многих частей», — рассказывает Хохман, называя снятый им фильм-расследование «новой формой показаний жертв из загробного мира от первого лица».

Войтек мазурек (справа) и Йорам Хайми (слева) на месте раскопок в Собиборе, Польша

«Каждый найденный объект представляет собой голос, заглушенный нацистской фабрикой смерти, который заявляет: «Я был здесь» или «Вот что произошло». Именно это важно в видеодокументации», — говорит Хохман.

В одном из фрагментов документального фильма Хохман и Хайми вместе посещают бывший лагерь смерти Майданек, где сравнивают артефакты, обнаруженные в Собиборе, с останками в Майданеке. Затем компьютерная графика демонстрирует газовые камеры, братские могилы и места кремации под открытым небом в Собиборе – те средства, с помощью которых офицеры СС стирали доказательства геноцида.

«Нацисты хорошо знали, где размещать свои сверхсекретные лагеря, — рассказывает Хохман. — Собибор был расположен среди леса. Не было здесь ни документов, ни опознавательных знаков, ни татуировок, почти не было фотографий лагеря…»

«Смертельный обман в Собиборе» воссоздает человеческие истории о том, что здесь произошло. О событиях в лагере смерти рассказывают неожиданные свидетели, в том числе местный польский фермер Ян Манай, которого подростком нацисты заставили отвезти телегу с евреями на окраину лагеря.

Хотя он никогда не видел внутреннюю часть Собибора, Манай свидетельствовал, что уже за несколько миль чувствовался запах горящих трупов, который он не смог забыть.

В фильме показано, как местные поляки взаимодействуют с Собибором сегодня, в том числе как проходит школьная экскурсия на место причастия, где дети молятся рядом с братскими могилами, от священника зная о том, что здесь происходило. 

Местные жители также участвовали в раскопках, делясь с исследователями своими знаниями о Собиборе и просеивая тонны земли.

 

«Самое зловещее чувство, которое у меня когда-либо было»

Показ на Фестивале еврейского кино в Денвере заставил конгрессмена штата Колорадо Дафну Майклсон-Дженет вспомнить свой визит в Польшу в 1990-е годы: она не могла отделаться от мысли о земле под ногами.

«С тех пор, как я впервые посетила Польшу, мне хотелось покопаться в земле, — рассказывает Майклсон-Дженет. — В частности в Треблинке: я знаю, что там лежат мои предки».

В 17 лет Майклсон-Дженет участвовала во втором «Марше живых», а позже руководила Институтом информирования о Холокосте при Университете Денвера. Ее опыт в итоге привел к тому, что она стала соавтором закона об обязательной теме Холокоста в школьной программе Колорадо.

Аэросъемка места раскопок в Собиборе. 2012 год

После посещения денверской премьеры «Смертельного обмана в Собиборе» Майклсон-Дженет назвала фильм «невероятно актуальным по ряду причин». По ее словам, одна из причин в том, что все большее число людей в мире заявляют: Холокоста не было.

«Несколько выживших нарисовали карты лагеря, и они использовались при допросах охранников, а также при раскопках лагеря, — рассказывает Майклсон-Дженет. — Если  пойти в лес, расчистить его и начать копать, чтобы найти остатки газовых камер, то это  станет поворотным моментом для людей, сомневающихся в Холокосте».

Как и у конгрессмена, у Хохмана была внутренняя связь с этой землей и густым лесом, окружающим Собибор. По словам режиссера, он вырос на грунтовой дороге в лесу Лонгмидоу, штат Массачусетс, и считал лес «игровой площадкой для своего воображения».

В 2008 году, когда Хохман впервые посетил Собибор, он сразу понял, что лес на границе Польши с Белоруссией сильно отличается от леса в Массачусетсе.

«Это было самое зловещее чувство, которое я когда-либо испытал, — замечает Хохман, задокументировавший геофизическую съемку, проведенную в Собиборе. — Эта съемка  показала, что нацисты практически не оставили следов».

В течение почти 10 лет Хохман снимал на видео результаты раскопок Хайми, Мазурека и Шюте на многих участках бывшего лагеря. Раскопки проводились с одобрения главного раввина Польши Михаэля Шудриха, дабы обеспечить уважение к человеческим останкам.

По словам Хохмана, в отличие от обычного леса, окружающие Собибор леса «наполнены вещами, которых там не должно быть. Большое количество артефактов, извлеченных из-под земли, подтверждало наши худшие ожидания. Там были зубные протезы, пули, ключи, очки, шпильки и иудейские символы».

Обнаруженная в ходе раскопок в Собиборе металлическая звезда Давида

В 2009 году Хохман вернулся в Собибор на сезон раскопок, которые проходили между лесом и асфальтовой площадью, залитой поверх остатков газовых камер десятилетия спустя.

«Именно тогда я понял, что хочу участвовать в документировании этой работы в долгосрочной перспективе, потому что здесь вы буквально не знали, что обнаружите», —  отмечает Хохман, снявший тот момент, когда археологи обнаруживают ранее неправильно обозначенную на картах извилистую «трубчатую» тропу между лагерными бараками для переодевания и газовыми камерами — в огороженной забором части лагеря смерти, цинично прозванной немцами «Дорога в небо».

По оценке Майклсон-Дженет, археологические находки фильма выглядят особенно резонансными для школьников. В частности несколько тонких металлических бейджей, раскопанных Хайми и Мазуреком, — все, что осталось от детей голландских евреев, которые когда-то их носили.

«Записей было достаточно, чтобы связать этих детей с Собибором, — замечает Майклсон-Дженет. — Это потрясающая находка». Некоторые из артефактов выставлены в музее Собибора, открытом в 2021 году.

Из земли были извлечены 70 000 предметов, относящихся как к жертвам, так и к преступникам: от ювелирных украшений до столовых приборов и предметов интимной гигиены. Среди предметов, привезенных в Собибор евреями из нескольких стран Европы, были таблички на дверных косяках с адресами, сувениры из подмандатной Палестины и детские вещи с изображением Микки Мауса.

По словам Хохмана, самыми мрачными находками стали те подвески с датами рождения, принадлежавшие детям, на которые ссылается Майклсон-Дженет.

«Эти бирки с именами и другие артефакты представляют собой голоса, заглушенные фабрикой смерти», — заявляет Хохман.

 

«Собибор — результат жестокой ксенофобии»

Когда в 2008 году в Собиборе начались раскопки, в мире было меньше заявлений об  отрицании Холокоста, у людей было меньше возможностей распространять ложь и фейки в социальных сетях и киберпространстве.

После завершения раскопок в Собиборе антисемитизм в США не только усилился, но и стал мейнстримом в интернете. То, что когда-то казалось немыслимым — повторяющиеся нападения на евреев и кровавые нападения на синагоги, другие еврейские места, — стало обыденным.

найденный во время раскопок в собиборе Металлический жетон с именем девочки из амстердама

«Под угрозой основы исторической правды и демократических ценностей, наша вера в разум и прогресс», — заявляет член консультативного совета Проекта документирования Собибора историк Холокоста Авиноам Патт.

Как и Хохман, Патт считает, что «Смертельный обман в Собиборе» и связанный с ним онлайн-архив являются мощными инструментами для школьников и студентов, подвергшихся воздействию дезинформации и лжи о Холокосте.

«Мы живем в мире, где растет отрицание и искажение Холокоста и геноцида; отрицатели прекрасно понимают, что время работает на них», — заявляет Патт, директор отдела иудаики в Университете Коннектикута.

«Такие проекты, как «Собибор», основанные на принципах сочувствия к опыту других людей и сохранения памяти и правды, должны играть центральную роль в защите ценностей, на которых зиждется наша демократическая цивилизация», — продолжает он.

Патт впервые посетил Собибор в 2008 году, когда узнал, что его прадедушка и прабабушка по материнской линии — Цви Херш и Двора Хейлицер — вероятно, убиты именно там. Он лично наблюдал за первыми раскопками и понял, что стал частью чего-то беспрецедентного.

«Фильм «Смертельный обман в Собиборе» демонстрирует то, как по мере приближения ко времени, когда выживших не станет, инструменты научных исследований смогут продлить работу памяти о Холокосте на десятилетия вперед», — утверждает Патт.

«Это замечательная попытка зафиксировать особенности новаторского исследования, которое не имеет себе равных ни в одном из известных полевых разысканий в области изучения Холокоста», — говорит Патт, который помог принять закон, предписывающий обязательные часы для изучения опыта Холокоста и геноцида в штате Коннектикут.

Важно отметить, по словам Хохмана, что зрители смотрят «Смертельный обман в Собиборе» в то время, когда правда и память подвергаются все большим нападкам. Это позволяет людям называть  «фейковыми новостями» все то, с чем они не согласны или что им не нравится.

«Собибор — это результат жестокой ксенофобии, — замечает режиссер. — Сегодня мы живем в абсолютно расколотом обществе, и строительные блоки нетерпимости становятся все более похожими на то, что привело к созданию такого места как Собибор».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться