Ури Суперфин

ПАМЯТКА к ПУРИМУ

2 марта 2015, 17:58

Все законы Пурима можно разделить на четыре части: чтение «Свитка Эстер», подарок другу, подарки бедным, и, наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.

а. Чтение «Свитка Эстер».

«Мужи Великого Собрания» (среди которых на тот момент было и несколько пророков) постановили читать «Свиток Эстер» (непосредственно перед этим написанный) в Пурим. Когда именно? Как и большинство заповедей, — днем. Мудрецы более поздних поколений добавили к обязанности дневного чтения также и вечерние чтение «Свитка Эстер». Поэтому тот, кто, в силу обстоятельств, вынужден пропустить одно из двух прочтений Свитка в синагоге, должен предпочесть утреннее чтение вечернему. Само собой, надо приложить усилия, чтобы прочесть Свиток также и вечером, хотя бы и в одиночку, хотя бы из книги, если нет возможности воспользоваться кошерным свитком.

Почему было необходимо канонизировать чтение «Свитка Эстер», а не ограничиться рассказом чудес, описанных в нем, за праздничным застольем? ведь в Песах не читают в синагоге все, что написано в Торе о выходе из Египта, и это не смотря на то, что чудеса, сопровождавшие Исход, были, безусловно, более впечатляющими? Потому, что события Пурима — суть есть чудесное спасение евреев от физического уничтожения, в отличие от событий Исхода, когда основной акцент приходился на избавление евреев от ига рабства.

Если так, почему молитва в Пурим не включает в себя также и Аллель (избранные псалмы, произнесение которых предваряется и завершается специальными благословениями, и произносимые в особенные, торжественные, для нашего народа дни)? Один из ответов, которые предлагает Талмуд на этот вопрос, таков: само чтение «Свитка Эстер» и является Аллелем! Что может быть лучше: и благодарение Всевышн‑му и описание причины благодарения, и все в одном тексте! (Один из комментаторов Талмуда — Меири — пришел к заключению, что, по этому объяснению Талмуда, тот, у кого нет возможности прочесть или послушать чтение «Свитка Эстер», обязан читать Аллель в Пурим!)

Однако этот ответ явно не был взят за основу автором «Шульхан Арух» — рабби Йосеф Каро. Так, например, этот основополагающий свод законов разрешает сидеть во время чтения «Свитка Эстер» (во всяком случае, тогда, когда сам чтец сидит), в то время как произнесение Аллеля предписывается им совершать именно стоя. Также (первое) чтение Свитка ночью не сходится с законом, гласящим, что Аллель не произносят в ночное время. И действительно, не этот, а другой ответ Талмуда на вышеприведенный вопрос был принят за основу Шульхан Арухом: в Пурим не произносят Аллель, т.к. избавление евреев тогда не было законченным. Евреи, вышедшие из Египта, стали абсолютно свободными. Однако там, в Вавилоне, евреи, избавившись от губителей своих, по‑прежнему остались под властью Ахашвероша‑царя, остались рабами.

Все законы, связанные с заповедью чтения Свитка, можно, в общем‑то, выразить одним предложением: нужно внимательно слушать чтеца, не разговаривать, пока не отзвучит благословение после чтения «Свитка Эстер», и… всё. Есть еще несколько предложений, которые произносят все присутствующие, а затем уже сам чтец зачитывает их из Свитка. Т.е. важно об этом знать, и не вздрагивать, когда стоящие вокруг и внимательно слушающие люди вдруг «оживают» и начинают что‑то активно произносить. Не имеющим возможности присоединиться к этому «скандированию» нужно лишь дождаться, когда снова зазвучит голос чтеца.

Большинство же законов касается различных «аварий», могущих иметь место во время чтения. Если прослушали слово‑другое, быстро читайте их и те, что после них, пока не нагоните чтеца. В случае сомнения, — пропустили ли? — в вечернем чтении можно продолжать слушать, днем — желательно поступить как сказано выше. Случайно проговорились во время чтения (например: «Да угомоните вы своего мальчишку! Совсем уже оглушил своей трещеткой!!!»), — если все‑таки при этом вы слышали чтение Свитка, — можете продолжать слушать (но в дальнейшем постарайтесь ограничиться гневными взглядами, не разговаривая).

б. Подарок другу.

Из того факта, что изложение законов «Подарка другу» предшествует изложению законов о «Подарках бедным», сразу можно заключить, что данная заповедь выполняется первой. Пришли утром из синагоги, прежде всего занимаемся этим. Берем в руки уже приготовленные, красиво упакованные подарки и… Что дарить? Сейчас объясним.

Основная причина установления этой заповеди нашими мудрецами — желание приумножить мир и согласие в среде евреев. Ведь в этот чудесный праздник сердца людей веселы и расположены к дружбе, приязни, и даже прощению обид. Еврей получает подарки от соседа, друга, близкого, и его расположение к ним усиливается вдвойне. Правда здорово?! Ну, а теперь сами ответьте: способствуют ли укреплению дружеских чувств банка шпрот и бутылка «Пепси» в качестве подарка? То‑то и оно. Чтобы подарок добился своей цели, он, как правило, должен выглядеть ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО. Он обязательно должен состоять из двух единиц чего‑либо съедобного (само собой, кошерные продукты). В идеале, и то и другое (и уж как минимум одно из двоих) должно быть едой, а не питьем. Два салата, два вида мяса (например, паштет и стейк или мясной рулет), и т.п. Упаковки приправ, горчицы, кетчупа также годятся (если прилично выглядят).

Само собой, невозможно выполнить эту заповедь, оставшись инкогнито для получателя: к кому он должен питать теплые чувства, собственно?! Иногда поэтому стоит поспешить, — находящийся не в слишком тесном знакомстве с вами получатель, выпив, как полагается в Пурим, может просто не вспомнить, — кто же такой этот Рабинович, от которого он получил подарок.

Многие посылают в подарок сласти, и все бы было хорошо, если бы не еще одно дополнительное объяснение причины установления этой заповеди: чтобы у всех евреев в Праздник было что кушать за праздничным столом. Сами понимаете, шоколад для этого не подходит. Шоколад в подарок круглый год, — да! Шоколад в «Подарок другу» — нет!

В книгах обсуждается, насколько необходимо именно посылать подарок с нарочным (в ливрее и с буклями, чтобы представительнее было), или самолично тоже допускается поднесение оного? Все лучше, чем это сделает собственный сынишка, которого, чтобы уже прекратил мешаться под ногами, услали «на дело». Реально, зависит от обстоятельств: если другу будет приятнее лицезреть вас (а не вашего отпрыска «в изгнании») лично, — несите сами. Если ему всё равно,… отнесите подарок кому‑нибудь другому (шутка!). Понятно, что если ваш бюджет на Пурим позволяет это, лучше дать побольше на бедняков, чем рассылать многочисленные подарки друзьям.

в. Подарки бедным.

Заповедь помощи беднякам — не прерогатива Пурима. В течение всего года каждый еврей обязан помогать нуждающимся, и это — заповедь из Торы. Но, если в течение всего года я, просидев весь день дома и не потратив ни гроша на милостыню, не нарушил тем самым волю Всевышн‑го, так как заповедь цдаки не носит перманентный характер, то в Пурим, не отчислив энную сумму на цдаку, я на деле манкировал той обязанностью, которую возложили на меня наши мудрецы: обязательно оказать финансовую помощь бедным в этот день. Суть этого постановления ясна: мудрецы радели о том, чтобы каждый еврей в Пурим располагал средствами, достаточными для покупки всего необходимого на праздничную трапезу.

Вопрос в том, — обязали ли меня «взять шефство» над теми бедняками, которым я собираюсь дать цдаку, и, значит, сумма отчисления должна быть достаточной для покупки каждым из них хотя бы минимального количества продуктов на трапезу, или же всё, что я обязан, это только участвовать в накоплении данной суммы, и, даже «раскошелясь» на пять агорот «на брата», тем самым выполнить заповедь мудрецов? Мнения законоучителей по этому поводу разделились. На деле, тот, кто стеснен в средствах, может положиться на облегчающее мнение. Однако, желание послать подарки как можно большему количеству друзей, само собой, не является оправданием «сокращения дотаций» на приличные «Подарки бедным», ведь, как уже говорилось, по букве закона достаточно послать подарки лишь одному другу!

Вопрос: если деньги, предназначенные беднякам, должны помочь им приобрести все необходимое для трапезы, значит необходимо, как можно раньше эти деньги им переправить, так? Ответ: в наше время, время электричества, за которое надо платить, время всеобщей телефонизации и водопровода, за которые опять же надо платить, люди, даже бедные, в большинстве случаев имеют кусок хлеба и, даже, что на этот хлеб положить. Особенно в праздничные дни. Так что мы со своими пожертвованиями не задерживаем, как правило, их поход в магазин. Уже всё, что могли, купили и накрыли. Наши деньги обрадуют их в этот день, в который так важно всем быть радостными, — ведь с их помощью они смогут вовремя оплатить электричество и т.п.! Но. Это уже не так срочно, чтобы спозаранку заботиться о скорейшей доставке пожертвований на квартиру бедняку‑получателю. Помните, выше уже было сказано: заповедь «Подарки другу» выполняется первой! Можно и до Пурима передать необходимые суммы тому, кто переправит деньги адресату непосредственно в праздник. Собственно, это то, что происходит и с нашими «половинками шекеля», опущенными в кружку для собирания пожертвований на «Подарки бедным» еще в Пост Эстер, за день до Пурима. Деньги должны попасть к беднякам, чтобы те распорядились ими по своему усмотрению. Выплатой их долгов не выполняется эта заповедь.

Если вдруг так получилось, что вы находитесь там, где просто нет бедняков‑евреев, нужно отложить искомую сумму, и сделать так, чтобы те, к кому эти деньги в конце концов должны попасть, узнали бы об этом отчислении в их пользу сегодня же: это их обрадует.

г. Праздничная трапеза.

Трапеза должна быть «царской». Хлеб не обязателен, однако вина понадобится много. Женщины и те из мужчин, кто не уверен, что НЕ станет дебоширить, когда напьется, довольствуются одной рюмкой и натуральными соками. Всем остальным — «Лехайим!»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции