Ури Гершович

24 февраля 2015, 21:07

Вавилонский Талмуд, трактат «Киддушин» (82б)

Рабби Шимон б. Эльазар говорит:

— Никогда не видел я, чтобы олень сушил смоквы, лев был носильщиком, а лис — лавочником, но без забот они находят пропитание. А ведь они созданы, чтобы мне служить, а я — чтобы служить Творцу. И если уж те, что созданы служить мне, находят пропитание без забот, то разве не должен был бы я, который создан служить Творцу, находить пропитание без забот? Но я извратил пути мои и лишился предназначенного мне пропитания, ибо сказано: «Преступления ваши это…» (Иер. 5:25).

Рабби Неѓораи говорит:

— Все ремесла в мире я отвергну и сына своего буду учить только Торе…

Согласно Маѓаралу, р. Шимон б. Эльазар хочет подчеркнуть, что человек по своей природе не создан для труда и ремесла, как можно было бы предположить. Изначально человек не должен был шить одежду, строить жилье, готовить еду. Важно понимать в связи с этим, что все эти навыки и умения не имеют отношения к человеческому совершенству. Даже животные, находящиеся ступенью ниже человека, не нуждаются в подобных навыках для обеспечения их потребностей. Все эти действия человек вынужден совершать в силу ущербности, которую повлек за собой первородный грех (Хидушей аггадот, ч. 2, с. 154).

Отметим, что сформулированный здесь взгляд представляет собой антитезу известному Новому времени пафосу труда. Для Маѓарала, сочетавшего в своем подходе талмудический идеал изучения Торы с воспринятым через Рамбама аристотелевским идеалом интеллектуального совершенства, ремесла, цель которых — обеспечить материальное существование, представляют собой вынужденную меру, тяжкое бремя, отвлекающее человека от его истинного предназначения.

Интересно, что Маѓарал считает, что три иронических примера занимающихся ремеслом животных — не просто риторическая фигура, но продуманные символы. «Здесь упомянуты три случая, ибо в человеке есть три составляющие — тело, душа и разум, — которые он использует для поддержания своего существования» (там же). Приведенные примеры льва, оленя и лиса показывают, что, пользуясь каждой из упомянутых трех составляющих для своего материального обеспечения, человек не достигает совершенства ни в одной из них. Ибо лев символизирует силу тела, олень — силу души (этот символ выбран потому, что быстрота оленя ассоциируется с движением, вызываемым силой души — ср. Аристотель, «О душе», кн. 3, гл. 10, 11; а также кн. 1, гл. 1, 2), а лис — силу интеллекта. То, что человеку приходится, в отличие от животных, использовать эти силы для того, чтобы поддержать свое существование в материальном мире — является наказанием за первородный грех, но никак ни достоинством человека, ведущим его к совершенству.

Итак, первородный грех привел к проклятию мира, в котором оказался высланный из Эдемского сада человек. Может ли он преодолеть это проклятие и устранить ту ущербность мира, которая заставляет его трудится в поте лица, чтобы обеспечить себя материально? Да, может! — отвечает Маѓарал. С помощью Торы, дарованной в качестве восполнения той силы, которой человек лишился, согрешив. Поэтому и говорит р. Неѓораи: «Все ремесла в мире я отвергну и сына своего буду учить только Торе».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции