1. Мицва из Торы кушать 9 тишрея – актуальна (по некоторым мнениям) уже с вечера. То есть сегодня.
2. И нужно помнить о том, что любая еда-питьё в эти сутки – мицва. Кто забыл об этом подумать во время процесса, не выполнил мицву. Жаль.
3. Окунание перед Судным днём, пожалуй, самое близкое к обязанности (хоть и не она): факт, что обычай предписывает подготовиться к этому окунанию так, чтобы на теле и голове не было ничего, что является “хацицой”. Постричь ногти, расчесаться и пр.
4. Ну, с капарот всё ясно, описано в махзоре. Деньги я бы не клал в синагогальную кружку, а лучше бы постарался их переправить нуждающимся. Если возможно.
5. “Видуй” читается до минхи. А потом еще засветло. Сам видуй, возможно, – обязанность из Торы. То, что до минхи тоже его читают, – обязанность “дерабанан”. По-простому (т.е. понимание РаМБаНом написанного в Талмуде, кажущееся мне просто ультимативно верным), именно видуй тут важен, а не “Тфила зака”. Её можно прочесть потом: видуй занимает полминуты, максимум.
6. Сам “видуй” – по букве закона – “аваль анахну (ве-авотейну) хатану” (однако же мы и отцы наши – согрешили). Давным-давно его сделали чуть подробнее, расписав по алфавиту различные глаголы, обозначающие те или иные пригрешения. А потом “Хайей адам” написал вообще подробно (опять же по алфавиту, различные возможные ситуации). Разок можно сказать в неиле, но каждый раз – и не обязаны, да и не стоит, как мне кажется: утомляет так долго стоять полусогнутым.
7. Обязаны (из Торы) прекратить пить и есть загодя. Скажем, за четверть часа до заката.
8. По духу закона в этот день носят не просто не кожаную обувь, но и не слишком комфортную.
9. Разрешается омывать утром лишь краешки рук, где, собственно, “руах тум’а” и остается после сна. А это – лишь крайние фаланги пальцев. …А после туалета, ежели руки не запачкались там (как правило, сегодня и не пачкаются), вроде, и нет необходимости омывать. Только ради той же “руах тум’а” имеет смысл.
10. Свечку суточную надо бы оставить гореть на весь день. От ее огня потом “авдолиться” будете.
11. До жены запрещено даже дотрагиваться в Йом а-киппурим. Про передачу предметов из рук в руки и т.п. ничего в “Шульхан арух”е не сказано. Есть на кого положиться и не устрожать в этом.
ури супер
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить