«Хумаш Коль Менахем»: Возвращение в Египет
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
Когда фараон отпустил народ, Бог не повел их через страну филистимлян, хотя этот путь [был существенно] ближе, ибо сказал Бог: «не передумал бы народ, увидев, что ему предстоит война, и не вернулся бы в Египет». (ШМОТ, 13:17)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Почему Всевышний повел еврейский народ не прямым и коротким путем в Землю Израиля? (стих 17)
Раши: Пример такой войны: «и спустились амалекитяне и ханаанеи…» . Если бы [сыны Израиля] шли прямым путем, они, [испугавшись], вернулись бы, [не приняв бой]. [Более того], хотя [Всевышний] водил их кружной, окольной дорогой, они все же сказали: «Повернемся и вернемся в Египет». А уж если бы пошли прямым путем — тем более [вернулись бы].
Абарбанель: Еврейский народ покинул Египет с разрешения фараона, как сказано: «Когда фараон отпустил народ» (стих 17). У фараона осталось впечатление, что народ идет в пустыню приносить жертвы Богу. Если бы они направились прямиком в Землю Израиля, фараон посчитал бы, что его обманули. По этой причине они пошли не прямым путем.
Ор ѓа-хаим: Наши мудрецы говорили: когда еврейский народ уходил из Египта, фараон со всеми приближенными прошел небольшое расстояние, сопровождая евреев, — подобно хорошему хозяину, который провожает гостей, покидающих его дом. Поскольку фараон был нечестивцем, Бог не хотел награждать его за выполнение этой заповеди, потому и изменил путь народа, тем самым сведя на нет поступок фараона, ведь «гости» ушли в другом направлении.
Однако в результате народ был вынужден идти более длинным путем. Поэтому в стихе подчеркивается: «Бог не повел их через страну филистимлян, хотя этот путь ближе», — потому что «фараон отпустил народ».
Кли якар: Еврейский народ еще не был готов принять Тору, и его вера Моше не была полной. Тора утверждает: только позже, когда море расступилось и египтяне погибли, «народ устрашился Господа, поверив Господу и рабу Его Моше» . По этой причине Бог и вел народ непрямым путем — чтобы тот, узрев Его чудеса, поднялся на более высокий уровень веры.
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Возвращение в Египет (стих 17)
В начале раздела повествуется: Бог повел еврейский народ не прямым путем, чтобы даже перед лицом трудностей возвращение в Египет все равно виделось людям затруднительным. Но неужели евреи могли захотеть вернуться туда, где страдали от каторжного рабского труда? Ведь, как сообщают нам мудрецы, даже женщин и детей заставляли в Египте работать. Зачем им думать о возвращении?
Отвечая, Тора пишет: «Когда фараон отпустил». Можно было сказать проще: «Когда еврейский народ вышел из Египта»! Вместо этого нам напоминают, что на самом деле их выслал фараон. Фраза подразумевает, что были и такие, кто остался бы в Египте. Они ушли только потому, что фараон сам выслал народ. Можно предположить: эти люди надеялись, что после десяти казней фараон уже не будет угнетать евреев, как ранее, позволит им жить в комфорте и спокойствии. Зачем расставаться с удобным положением среди самой могущественной нации в мире и отправляться в пустыню, не будучи ни к чему готовым? Те, кому были близки подобные мысли, скорее всего, захотели бы вернуться, едва столкнувшись с препятствиями. Таким образом, многие евреи ушли, только «когда фараон выслал народ», следовательно, была необходимость вести их другой дорогой: «Бог не повел их через землю филистимлян». Всевышний сказал: «Не передумал бы народ, увидев, что ему предстоит война, и не вернулся бы в Египет» (стих 17).
(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Бешалах, 5725 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?
