Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 23 января 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

 

Но я сделаю упорным сердце фараона, дабы умножились мои знамения и чудеса в земле египетской. (ШМОТ, 7:3) 

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Когда на самом деле отяжелело сердце фараона? (стих 3)

Раши: [«Я сделаю упорным сердце фараона], поскольку он [заслужил это тем, что] злодействовал и противился Мне, а Мне открыто, что народы [сами, добровольно] не намерены чистосердечно раскаяться. Стоит ожесточить его [фараона] сердце для того, чтобы [обрушились] на него знамения [и казни] Мои, — [и таким образом] узнают [все народы о] Моем могуществе».

И все же о пяти первых казнях не сказано «и Всевышний ожесточил сердце фараона», но лишь «и ожесточилось сердце фараона».

Рамбан: Несомненно, Бог ожесточил сердце фараона за его прежние грехи. Ожесточение сердца могло произойти: а) до того, как начались казни (и это могло быть наказанием за неоправданное порабощение еврейского народа), или б) Бог ожесточил сердце фараона только после первых пяти казней — в наказание за отказ прислушаться к Его просьбам. В момент произнесения Богом слов: «Я сделаю упорным сердце фараона» 7:3 и ранее, 4:21 . Он просто сообщает Моше о грядущих событиях.

Гур арье: Всевышний ожесточал сердце фараона пять раз — в последних пяти казнях, в качестве выверенного наказания за те пять раз, когда фараон преднамеренно игнорировал волю Бога в первых пяти казнях.

Нахалат Яаков: Раши нигде не говорит, что Бог не ожесточал сердце фараона в первых пяти казнях. Он пишет, что Тора не упоминает о том, что Бог ожесточил его сердце. В действительности же Бог ожесточал сердце фараона во всех десяти казнях. Единственное отличие в том, что во время последних пяти казней Бог ожесточил его сердце напрямую — во время же первых пяти Он определил обстоятельства, которые так повлияли бы на фараона, чтобы он не позволил еврейскому народу обрести свободу. Например, во время первой казни кровью Бог позволил египетским волхвам повторить чудо, чтобы сбить фараона с толку, заставив его думать, что Моше с Аѓароном могут быть простыми колдунами.

Рамбам: Фараон получил наказание в виде лишения свободы выбора за то, что поработил еврейский народ. Но если Бог уже постановил, что народ будет порабощен см. Берешит, 15:13 , почему египтяне были наказаны — ведь они выполняли волю Бога? Однако Бог только постановил, что народу суждено поработить евреев. Таким образом каждый отдельный египтянин был свободен делать то, что он хотел, и потому был наказан, ибо решил причинить зло евреям Законы раскаяния, гл. 6 .

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Трудности с комментарием Раши (стих 3)

Раши пишет здесь, что Бог ожесточил сердце фараона в наказание за то, что фараон прежде поступал нечестиво (такое объяснение приводят Рамбан и Рамбам). Однако позднее, в стихе 14, перед рассказом о казни кровью, Тора пишет, что Бог сказал Моше: «тяжело сердце фараона». Раши настаивает, что правильный вывод в том, что сердце фараона было тяжелым само по себе, а не отяжелено с недавнего времени. Кажется, что это противоречит утверждению Торы, что сердце фараона сделал «тяжелым» именно Бог: «Я сделаю упорным сердце фараона» (стих 3)!

Итак, что же происходило на самом деле? Было ли сердце фараона тяжело само по себе или отяжелело по воле Бога (стих 14)?

[По-видимому, Раши все-таки полагает, что свободный выбор фараона не был отменен до пятой казни, что объясняет, почему его сердце было естественным образом тяжело во время первых пяти казней. Впрочем, Нахалат Яаков отмечает, что подход Раши недоказуем.]

Трудности с объяснением Рамбама

Рамбам пишет, что Бог решил, что еврейский народ будет в рабстве, но Он никому не повелел претворять это решение в жизнь. Следовательно, каждый египтянин, участвовавший в преследовании евреев, заслуживает наказания.

Тем не менее, хотя подобный ответ хорошо объясняет, почему каждый египтянин был наказан, случившегося с фараоном он не объясняет. Согласно Рамбаму, решение Бога касалось не отдельного человека, но народа в целом. У каждого народа должен быть царь либо предводитель. Следовательно, решение по поводу целого народа касается и его предводителя.

И вопрос остается: если Богом было предназначено, что фараон сделает евреев рабами, почему тот получил наказание?

Объяснение

Мы вынуждены прийти к выводу (в согласии с мнением Рамбама), что Бог предопределил, что фараон поработит еврейский народ. Однако сам фараон поработил евреев не для того, чтобы исполнить повеление Бога, но чтобы потворствовать своей злобе. Потому фараон и был наказан.

Точно так же, согласно Раши, можно теперь понять, что Бог «ожесточил сердце» фараона перед началом десяти казней в наказание за его прежнее нечестивое поведение. Однако Бог все же сказал Моше, что «тяжело сердце фараона» само по себе, имея в виду наличие у фараона природной склонности угнетать еврейский народ, невзирая на Божественное вмешательство.

(На основе Ликутей сихот. Т. 31. С. 28–31; Т. 27. С. 184–185. См. также «Искры хасидизма» в начале раздела Бо)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания

Бог объяснил Моше Свое, казалось бы, парадоксальное проявление милосердия во время изгнания: подобно Тетраграмматону, милосердие Бога в изгнании присутствует, и оно функционально, однако его воздействие — скрыто. Теперь у Моше был исчерпывающий ответ на вопрос, который евреи должны будут ему задать о путях Бога, или о Его Имени…

Свобода и правда. Недельная глава «Ваэра»

Тора объясняет нам, что свобода и правда взаимосвязаны. Где есть свобода, там может существовать правда. А там, где нет свободы, не может быть и правды. Общество, где люди вынуждены юлить и лукавить только ради того, чтобы выжить и не спровоцировать тиранов на ужесточение гнета, ничем не похоже на то общество, которое велит нам строить Б‑г