Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 19 июня 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Осмотрите эту страну, узнайте, какова она, каков живущий в ней народ —  силен ли он, слаб ли, много его или мало».
(БЕМИДБАР, 13:18)

«Они рассказывали [Моше]: “Мы пришли в Землю, в которую Ты нас послал, и оказалось, что она источает молоко и мед, а это — ее плоды!»
(БЕМИДБАР, 13:27)

«Однако народ, населяющий эту страну, [необычайно] силен, города в ней очень большие и хорошо укреплены. А еще мы видели там исполинов, потомков Анака».
(БЕМИДБАР, 13:28)

«Амалекитяне живут в земле Негев, а хетты, евусеи и эмореи обитают в горах. Ханаанеи же обитают как у моря, так и вдоль Иордана”».
(БЕМИДБАР, 13:29)

«Калев, пред лицом Моше, успокоил народ, [попросив всех выслушать, что он собирается сказать о Моше], и сказал: “мы непременно должны пойти и овладеть [этой страной, завоевать ее] — это нам по силам!”»
(БЕМИДБАР, 13:30)

«Однако люди, которые ходили с ним исследовать страну, сказали: “мы не можем выступить против этого народа, потому что он сильнее нас [и нашего Бога]”».
(БЕМИДБАР, 13:31)

 

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

«Калев успокоил народ…»

По какой причине Калев успокаивал народ? Моше попросил разведчиков собрать информацию о Земле и ее обитателях (стихи 17–20), эту информацию они и сообщают в стихах 27–29. В своем отчете они не высказывают никаких личных предубеждений относительно осуществимости возложенной на народ миссии, так зачем же Калеву понадобилось успокаивать всех?

Хотя они еще не отвергли обещание Бога о том, что еврейский народ войдет в Землю Израиля (говоря: «Мы не можем идти против народа, потому что он сильнее нас» — стих 31), Калев тем не менее разглядел семя грядущего бунта в, казалось бы, непредвзятом отчете разведчиков (в стихах 27–29). Моше в своей речи, обращенной к разведчикам, поручил им прежде всего оценить силу врага («каков живущий в ней народ — силен ли он, слаб ли, много его или мало?» — стих 18), так как непосредственной их задачей было завоевание Земли Израиля. И только затем Моше велел им собрать информацию о сельскохозяйственных качествах Земли («Какова эта земля — тучная или тощая» [плодородная или бесплодная] — стих 20), чтобы люди знали, что их награда после усилий по завоеванию будет полной.

Однако разведчики в своем отчете изменили порядок: сначала упомянули о качестве Земли («она источает молоко и мед» — стих 27) и только потом перешли к обсуждению врага («однако народ, населяющий эту страну, [необычайно] силен» — стих 28).

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли.

Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу.

…Что защитило от влияния разведчиков самого Калева? «Он пал ниц у гробниц патриархов» (Раши к стиху 22). «Пасть ниц» означает лежать плашмя, когда голова и ноги находятся на одном уровне, что символизирует готовность служить Богу независимо от того, понимает человек Его заповеди или нет. Таким образом, именно благодаря своей беспрекословной преданности Богу Калев смог отдать предпочтение усилиям, а не награде и воспротивиться заговору разведчиков.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Шлах, 5710 г.; Ликутей сихот. Т. 4. С. 1313.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Разделение Красного моря и «Песнь на море»

Тема, которая доминирует в «Песне на море», — не восхваление Бога за спасение еврейского народа, как можно было бы ожидать. Доминирующая тема — воздействие, которое это чудо оказало на неевреев: смерть египтян и ужас, охвативший самые могущественные народы мира. Поэтому правомерен вопрос: безусловно, спасение нашего народа было более значимым событием, нежели последующее влияние на нееврейские народы. Почему же в «Песне на море» акцент делается на последнем?

«Хумаш Коль Менахем»: Куда «обратится» Бог?

Помимо выполнения основной обязанности — изучения Торы, подпадающего под требование «соблюдать Мои заповеди и исполнять их», — нас поощряют стать прилежными в этом труде. Читатель должен сделать вывод, что и в случае со всеми другими заповедями есть два уровня: выполнение основного обязательства и преданное прилежание. Следовательно, есть и два вида вознаграждения...

«Хумаш Коль Менахем»: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Здесь освещается фундаментальный принцип иудаизма: каждый аспект нашей жизни, даже основные физические желания и потребности, направляются, поддерживаются и подкрепляются Торой. Поскольку Моше стал тем, кто получил всю Тору и передал ее людям, было крайне важно, чтобы вся поддерживающая и направляющая сила Торы прямо или косвенно исходила от Моше