Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Говорящая ослица Бильама

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 10 июля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Но Бог разгневался [на него] за то, что он отправился в путь, и ангел Господа встал у него на пути, чтобы ему противостоять. А [Бильaм] ехал на своей ослице, и с ним были двое слуг».
(БЕМИДБАР, 22:22)

«[Тогда] Господь отверз уста ослицы, и она спросила Бильама: “что я сделала тебе, зачем ты трижды бил меня?”»
(БЕМИДБАР, 22:28)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Почему Всевышний послал ангела для того, чтобы помешать Бильаму? (стих 22)

Раши: Это был ангел милосердия, его задача — предотвратить грех его [Бильама], чтобы не согрешил и не умер.

Почему Бог сделал так, что ослица Бильама заговорила? (стих 28)

Кли якар: Тем самым Бог как бы говорил Бильаму: не вприроде ослиц разговаривать, и сейчас ослица в состянии это сделать только ради еврейского народа. Так и пророческие силы были дарованы ему, Бильаму, только ради еврейского народа.

Сфорно: Это чудо было сделано для того, чтобы заставить Бильама раскаяться, когда ему напомнят, что «от Господа — ответ языка» (Мишлей, 16:1).

Рамбан: Бильам был колдуном, и Бог сотворил поразительное чудо в качестве предупреждения, чтобы тот не использовал колдовство для проклятия еврейского народа. Ральбаг: Вся история с ослицей Бильама — его пророческое видение. Иначе невозможно объяснить следующее: 1) Почему Бильам, который был пророком, не увидел ангела Божьего, а ослица увидела? (стих 23). 2) Какой смысл Всевышнему посылать ангела, чтобы удержать Бильама от путешествия, если Бильам его не видит? 3) Кажется непонятной цель, ради которой случилось чудо и ослица заговорила, однако мы знаем, что Бог не творит напрасных чудес.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Говорящая ослица Бильама (стих 28)

Ральбаг пишет, что рассказ об ослице Бильама есть описание пророческого видения. В реальности такого не происходило, потому что при буквальном прочтении сюжет вызывает ряд серьезных вопросов. Раши, однако, утверждает, что ослица была на самом деле — говорит же Бильам, что не оставил ее в живых, чтобы не сказали: «Вот животное, порицавшее Бильяма и заставившее его молчать, раз ему нечем было ответить» (Раши к стиху 33). Почему Раши не смущают вопросы, поднятые Ральбагом, ведь они требуют разъяснения именно на простейшем уровне значения сказанного?

 

Объяснение

В комментарии к стихам 22 Раши объясняет, почему Божий ангел был поставлен на дороге как препятствие Бильаму: «Это был ангел милосердия, его задачей было предотвратить грех его [Бильама], чтобы не согрешил и не умер». Иными словами, чудеса, которые вот-вот произойдут, не напрасны — Всевышний таким образом проявляет милосердие, чтобы помочь Бильаму раскаяться. Однако возникает вопрос: поскольку Бог знал, что чудо с ослицей не вдохновит Бильама на раскаяние и нужно будет открыть ему глаза по-другому (он увидит «ангела Господнего, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке» (стих 31), — какую цель преследовало чудо с внезапно заговорившим животным? Достаточно было послать ангела — и Бильам все понял бы сразу!

Однако таков путь Всевышнего. Дабы побудить человека раскаяться, ему посылают цепь событий. Напряженность возрастает постепенно, от одного к другому. Эта концепция уже знакома читателю благодаря более раннему комментарию Раши, где он объясняет значение последовательности законов в гл. 25 книги Ваикра: «Все здесь изложено по порядку: вначале дается запрещающая заповедь относительно субботнего года (25:1 и далее). Если человек хотел денег и уличен в нарушении заповеди о седьмом годе, то рано или поздно он обнищает и вынужден будет продавать свое имущество. Поэтому в следующем отрывке сказано: “Когда продаете что-либо ближнему…” (стих 14, там же). Если и после этого не раскается, ему придется продать свои земельные владения (25:25). Если и после этого человек не раскается, ему придется продать свой дом (25:29). Если и тогда не раскается, вынужден будет брать в долг за проценты (25:36–37). Все последующие наказания тяжелее предыдущих. Если не раскается, мало того, что вынужден будет продать себя в рабство ближнему, но еще и нееврею (25:47)» (Раши к Ваикра, 26:1).

Повторим и сейчас вопрос, который уже задавали: если Бог знает, что человек не раскается после небольшого нарушения, почему бы с самого начала не послать ему знамение более значительное? Но нет, мы видим: определенно Бог приводит человека к раскаянию именно так — посылая знамения, масштаб которых возрастает поэтапно.

Именно это произошло с Бильамом: сначала Всевышний послал ему чудо с заговорившей ослицей — чтобы он раскаялся. Когда это не помогло, послал чудо гораздо более значительное — Бильам оказался способен увидеть «ангела Господнего, стоящего на пути с обнаженным мечом в руке…» (стих 31).

Почему увидеть ангела — большее чудо, чем услышать заговорившую ослицу? Ответ снова дает более ранний комментарий Раши. Бильам велит посланцам Балака: «Переночуйте здесь этой ночью, а затем Я отвечу вам так, как велит мне Господь» (стих 8), и Раши объясняет: «Пророческий дух пребывает над ним только ночью, и так со всеми пророками из народов мира».

Таким образом, чтобы Бильам увидел «ангела Господня» днем, во время пути, Всевышнему пришлось изменить саму природу пророческого дара. Это было большим чудом, нежели изменение природы животного. И Бог, пытаясь сподвигнуть Бильама на покаяние, сначала совершил для него меньшее чудо, а когда покаяния не случилось, перешел к большему — желая «удержать его от греха, чтобы он не погиб из-за собственных грехов».

Остается вопрос, почему заговорившая ослица, вместо того чтобы пытаться разжалобить Бильама — «Было ли у меня обыкновение так поступать с тобою?» (стих 30), — просто не сказала ему, что видела «ангела Господня»?

Отвечает на это другой комментарий Раши, где он поясняет: ослица умерла после разговора с Бильамом, «чтобы не сказали: «Вот животное, заставившее Бильама молчать своим порицанием, на которое он не мог ответить. Ибо Всевышний щадит честь человеческую» (Раши к стиху 33). Отсюда следует: если бы Бильам знал, что ослица видела ангела Господня, а он нет, его честь была бы уязвлена. Тот, кто щадит человеческую честь, избавил его от унижения.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Балак, 5733 г. Другое объяснение см. в Ликутей сихот. Т. 28. С. 341–342.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Здесь освещается фундаментальный принцип иудаизма: каждый аспект нашей жизни, даже основные физические желания и потребности, направляются, поддерживаются и подкрепляются Торой. Поскольку Моше стал тем, кто получил всю Тору и передал ее людям, было крайне важно, чтобы вся поддерживающая и направляющая сила Торы прямо или косвенно исходила от Моше

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?

Если Корах возмутился по поводу того, что Моше назначил первосвященником своего брата Аѓарона, почему он выступил с претензией только сейчас, но не ранее, после назначения Аѓарона? Аѓарон принял полномочия до возведения и освящения мишкана, то есть до 1 нисана. Разведчики же вернулись только после 9 ава, следовательно, между этими событиями прошло больше четырех месяцев. Почему Корах решился на протест именно в данный момент?

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу