Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Что представляет собой исповедь?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 6 июня 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Передай сынам Израиля. Если [какой-нибудь человек], мужчина или женщина, совершит какой-либо из грехов человеческих [бесчестный поступок против другого человека соответственно], преступив тем самым [и] волю Господа, и будет [установлено, что] этот человек виновен, пусть он исповедуется в грехе, который совершил».
(БЕМИДБАР, 5:6-7)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Что представляет собой исповедь? Когда ее нужно совершить?

Рамбам: Если человек нарушил одну из заповедей Торы, повелевающую или запрещающую, преднамеренно или по заблуждению, — то, когда раскается и отвернется от греха, обязан совершить признание перед Богом, благословен Он, как сказано: «Мужчина или женщина, если совершат один из грехов человеческих… признаются в грехе, который они совершили» (Бемидбар, 5:6–7). Это и есть признание, совершаемое словесно. Это признание — повелевающая заповедь.

Следует произнести признание вслух, проговорив то, что решил в сердце. Всякий, кто произносит признание, но в сердце не принял решения оставить грех, подобен тому, кто погружается в пригодный для очищения водоем, держа в руках оскверняющую тварь. Погружение не принесет пользы, пока не отбросит тварь (Законы раскаяния, 1:1; 2:2–3).

Сефер ѓа-хинух: С помощью словесной исповеди согрешивший раскрывает свои мысли и чувства, подтверждает, что верит искренне, что все его дела открыты и известны Богу и что он не будет более поступать так, будто «Око Всевидящее» [его] не видит. Более того, упоминая конкретный грех, он почувствует, что раскаялся, и станет более осторожен в следующий раз, чтобы снова не споткнуться на том же пути (Мицва 364).

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Заповедь произносить исповедь (стих 7)

Рамбам пишет: заповедь произносить исповедь (выводится из стиха 7) состоит в том, чтобы «устно изложить, что человек решил в сердце».

Отсюда: а) исповедь на самом деле не способствует процессу тшувы (раскаяния), это просто выражение тшувы на словах, сама же тшува — уже свершившийся внутренний процесс; б) исповедь не имеет смысла без предварительной внутренней решимости больше не грешить — иначе, как пишет Рамбам, это «можно сравнить с тем, кто погружается в микву, держа в руках нечистую тварь».

Однако, анализируя сказанное далее, можно прийти к заключению: оба утверждения безосновательны. На самом деле исповедь: а) развивает процесс тшувы даже после того, как человек полностью раскаялся и б) имеет значение даже без надлежащего внутреннего раскаяния.


Развитие процесса тшувы

Даже если человек совершил полную тшуву в сердце, твердо решив никогда более не совершать греха, устная исповедь вызовет у него новые угрызения совести. Это понятно из слов Сефер ѓа-хинух: «Упомянув о конкретном грехе, он почувствует в себе раскаяние и будет более осторожен в другой раз, чтобы снова не споткнуться на том же пути».

Хотя Рамбам и не упоминает об этом свойстве исповеди в «Законах раскаяния», он намекает на него в «Законах о постах» (5:1): «Есть дни, когда все евреи постятся из-за бед, которые случились с ними, чтобы пробудить сердца раскрыться к путям раскаяния. И в этом память о наших дурных делах и делах предков наших, подобных нашим делам сейчас, так что онина влекли на них и на нас эти беды. Вспоминая это, мы обратимся к добру, как сказано: “Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов их…” (Ваикра, 26:40)».

Здесь мы видим: напоминание о своих грехах действительно помогает человеку «обратиться к добру». Другими словами, в действительности исповедь вдохновляет и на дальнейшую тшуву.

 

Неискреннее признание

На первый взгляд Рамбам утверждает, что неискреннее признание бесполезно, сравнить его можно «с тем, кто погружается в микву, держа в руках нечистую тварь».

При ближайшем рассмотрении аналогия Рамбама показывает: даже в неискреннем признании есть положительный момент. Чтобы понять причину, сравним выражение, использованное Рамбамом, с выражением Талмуда: «На что это похоже? На того, кто держит нечистую тварь в руке, ибо, даже если бы он даже окунулся во все воды мира, окунание недействительно» (Таанит, 16а).

Ключевое различие между фразой, выбранной Рамбамом, и фразой Талмуда: Талмуд обсуждает окунание в микву как теоретическую возможность, а Рамбам пишет про уже происшедшее окунание. Вот слова Талмуда: «если бы он даже окунулся во все воды мира…» — Рамбам же пишет о том, кто действительно погружается в микву.

Так Рамбам подчеркивал, что неискреннее признание по существу все же имеет позитивный аспект, его можно сравнить с действительным погружением в микву. Единственная проблема состоит в нежелании человека сойти с пути греха — именно по этой причине исповедь не приносит желаемого результата. Сильная сердечная привязанность к греху сравнивается с нечистой тварью в руке человека, из-за чего погружение недействительно.

В чем же выражается позитивный аспект неискренней исповеди?

Упоминание вслух о своих неблаговидных поступках, даже если человек и не планирует менять образ жизни, приводит его в смущение. Так мы устроены. Неприятное чувство, вызванное исповедью, само по себе является частью тшувы.

Таким образом, исповедь плодотворна и до, и во время, и после процесса тшувы.

1) Прежде чем человек решит перестать грешить, неискреннее признание заставит его испытать дискомфорт и смущение, инициируя тем самым процесс его тшувы.

2) Когда человек искренне решил не совершать более грехов, это решение выражается и внешне — через исповедь.

3) Исповедь с успехом вдохновит человека на дальнейшее раскаяние, и «он будет более осторожен в следующий раз, чтобы снова не споткнуться на том же пути».

(На основе Ликутей сихот. Т. 27. С. 211–213.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Последовательность праздников

Когда Рамбам стал кодифицировать законы о праздниках, то понял: обсуждая еврейский закон, уместно подчеркивать вторичную, а не первичную роль времени. Он рассудил, что текст, излагающий ѓалаху, должен делать акцент на человеческом факторе, на том, что требуется от человека, а с этой точки зрения время не первично, но в значительной степени вторично, поскольку основное внимание уделяется действи ям, которые необходимо совершить

«Хумаш Коль Менахем»: Разделение Красного моря и «Песнь на море»

Тема, которая доминирует в «Песне на море», — не восхваление Бога за спасение еврейского народа, как можно было бы ожидать. Доминирующая тема — воздействие, которое это чудо оказало на неевреев: смерть египтян и ужас, охвативший самые могущественные народы мира. Поэтому правомерен вопрос: безусловно, спасение нашего народа было более значимым событием, нежели последующее влияние на нееврейские народы. Почему же в «Песне на море» акцент делается на последнем?

«Хумаш Коль Менахем»: Куда «обратится» Бог?

Помимо выполнения основной обязанности — изучения Торы, подпадающего под требование «соблюдать Мои заповеди и исполнять их», — нас поощряют стать прилежными в этом труде. Читатель должен сделать вывод, что и в случае со всеми другими заповедями есть два уровня: выполнение основного обязательства и преданное прилежание. Следовательно, есть и два вида вознаграждения...