Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 25 ноября 2022
Поделиться

Вы Это и следующее письмо адресованы Рахели Альтейн, активистке Хабада, впоследствии написавшей книгу Out of the Inferno: The Efforts That Led to the Rescue of Rabbi Yosef Schneersohn of Lubavitch from War‑Torn Europe in 1939–40.
пишете, то согласились стать руководительницей лагеря «Ган Исраэль» Система летних детских лагерей.
. Мне было приятно узнать об этом. Как Вы знаете, Всевышний всегда воздает сторицей за добрые дела, и, поскольку Вы решили помочь детям, которые поедут в лагерь, хорошо провести лето (не только физически, но и в духовном плане, а главное — подарить им каникулы в истинно хасидской атмосфере, что является главной задачей «Ган Исраэля»), Всевышний несомненно удостоит Вас и Вашего мужа всевозможных благ, дабы каждый из ваших собственных детей стал для вас источником подлинного еврейского наслаждения во всех отношениях.

27 сивана 5717 (26 июня 1957)

 

Во время своего инспекционного посещения лагеря мне было приятно увидеть счастливые лица детей; их светящиеся глаза — наилучшее свидетельство вашего хорошего отношения к ним и внимания к их нуждам. Вне всяких сомнений, это во многом и Ваша личная заслуга, поскольку Вы входите в состав организаторов. И хотя я знаю, что Вы работаете, руководствуясь высшими идеалами, и потому любые благодарности для Вас являются излишними, тем не менее я счел нужным сообщить Вам о том в высшей степени положительном впечатлении, которое возникло у меня после посещения лагеря. Я надеюсь, что осознание успехов придаст Вам дополнительные силы, которые Вы употребите на развитие этой важной инициативы.

В свете наступающих Трех недель Траурный период между 17 тамуза и 9 ава, установленный в память о разрушении Храма. , установленных мудрецами в память о трагическом историческом событии — разрушении нашего Храма, важно помнить, что, как и у всех религиозных предписаний, назначение этого периода — не в том, чтобы обескуражить нас или погрузить народ в горестное бездействие, но в том, чтобы напомнить нам, что разрушено лишь материальное, но отнюдь не духовное святилище, пребывающее в сердце каждого еврея вечно. Каждый еврейский ребенок является «малым святилищем», и если благодаря Торе и заповедям мы сохраним это «малое святилище» в чистоте и святости, то тем самым мы приблизим восстановление великого Святилища в Иерусалиме.

29 тамуза 5717 ( 28 июля 1957)

 

Я был рад узнать о том, что Вы начали преподавать. Судя по тону Вашего письма, Вы довольны.

Мне было особенно приятно, что Вы явственно ощутили положительные изменения, произошедшие в ешиве. Я уверен, что отныне Вы укрепитесь в своей вере в Б‑га — вере в то, что ситуация будет улучшаться и впредь, даже в тех вещах, которые в настоящий момент кажутся Вам далекими от идеала, и будете помнить, что все, что ни делает Г‑сподь, — к лучшему.

8 кислева 5718 (1 декабря 1957)

 

Мне было отрадно прочесть в Вашем письме, что Ваши ученики и ученицы уже начали молиться и что Вы просите для них благословения.

Вам, безусловно, известно сказанное во многих книгах, что каждый еврей, и особенно еврейский ребенок, дорог Святому, благословен Он, больше, чем единственный сын — своим родителям. Так что Вы можете не сомневаться в том, что Всевышний всегда готов благословить каждого из них и страстно желает, чтобы они преуспели во всех своих начинаниях.

Поэтому на тех, кто воспитывает и учит детей, возложен священный долг, являющийся в то же время их колоссальной привилегией, а именно: обязанность делать все возможное, чтобы дети остались чистыми, достойными «сосудами», способными вместить все те благословения, которыми Всевышний жаждет их наградить. В частности, в Вашем случае Вам следует обращать внимание на вещи, связанные с богобоязненностью, например чтобы мальчики покрывали голову Обычай покрывать голову традиционно связывают с богобоязненностью: «Даже маленьких мальчиков приучают покрывать голову, так как это знак того, что еврей признает над собой постоянную власть Всевышнего. В качестве иллюстрации этого важного принципа Талмуд приводит историю о рабби Нахмане бар Ицхаке. Когда он родился, астрологи сказали его матери: «Твой сын станет вором. Но чтобы избежать этого, не позволяй ему ходить с непокрытой головой». С тех пор мать постоянно повторяла ему: «Сын мой, покрывай голову, чтобы всегда чувствовать страх перед Всевышним, и молись, чтобы Он не дал злому началу власти над тобой!» (Шабат, 156б).
, носили малый талит, не забывали произносить «Моде ани» Короткая молитва, которую еврей произносит при пробуждении: «Благодарю Тебя, Царь, живой и вечный, за то, что вернул мне мою душу по Своей милости, — велика вера в Тебя!»
и другие благословения, ежедневно читали молитву «Слушай, Израиль» и т. д. Если учителя и сами будут поступать так же, то, безусловно, они достигнут успеха в своей работе с детьми.

27 нисана 5712 (22 апреля 1952 года)

 

Мне кажется, что Вам нужно приложить максимум усилий, чтобы закончить свое образование и получить диплом учительницы или воспитательницы детского сада. Это важно само по себе, поскольку очевидно, что, обладая сертификатом о полученном высшем образовании, Вы заработаете больше, чем если прервете учебу (правда, в этом случае Вы начнете зарабатывать раньше, но в долговременной перспективе проиграете). Если Вы действительно будете стараться, то, безусловно, у Вас все получится. Кроме того, как я уже писал Вам, стоит обсудить ситуацию с близкими друзьями, живущими рядом, ибо сказано: «[При отсутствии мудрых советов падает народ], а спасение — в силе советчика» Мишлей, 11:14.
.

17 кислева 5718 (10 декабря 1957)

 

Мне было приятно получить отчет о вашей Письмо написано представительницам манчестерского отделения организации «Женщины Хабада».
работе последних месяцев, а также о планах на будущее, включая ханукальный вечер. Я уверен, что вам будет сопутствовать успех и что все приглашенные женщины надолго сохранят в памяти позитивные впечатления от вашего ханукального вечера, тем более что, как вы знаете, в свое время именно женщины сыграли ведущую роль в событиях, увенчавшихся чудом Хануки.

Нынешний год является особенно знаковым, поскольку на днях исполняется ровно сто лет со дня кончины рабби Цемаха Цедека Рабби Менахем‑Мендл бен Шалом‑Шахна (1789–1866), внук р. Шнеура‑Залмана из Ляд, третий глава Хабада. «Цемах Цедек» («Росток праведный») — многотомный сборник респонсов р. Менахема‑Мендла, чье название стало его вторым именем (в соответствии с давней еврейской традицией именовать раввинов титулами написанных ими книг).
, придававшего колоссальное значение воспитанию будущих поколений. Как известно, рабби Цемах Цедек был одним из величайших учителей Торы своего времени, признанным авторитетом в еврейском законодательстве, а также выдающимся знатоком каббалы и трудов хасидизма, о чем свидетельствуют его многочисленные сочинения. Кроме того, рабби Цемах Цедек был лидером своего поколения, поэтому власти неоднократно приглашали его в Петербург в качестве почетного консультанта по еврейскому вопросу. Легко представить, сколько у него было дел. Тем не менее рабби Цемах Цедек отрывался от учебы, от написания книг и от своих многочисленных общественных обязанностей, и все это для того, чтобы раз в месяц проэкзаменовать своих маленьких внуков и понять, насколько те продвинулись в изучении Торы. Он также давал детям деньги, чтобы побудить их к дальнейшим успехам.

Поскольку эта история из жизни рабби Цемаха Цедека дошла до наших времен, в ней, несомненно, есть урок, предназначенный для каждого из нас. Когда дело касается еврейского воспитания и образования, никакие жертвы с нашей стороны не могут считаться чрезмерными — особенно если речь идет об образовании и воспитании маленьких детей.

8‑й день Хануки, 5726 (26 декабря 1965)

 

Я с интересом и удовольствием прочел о Вашей успешной работе с детьми. Да благословит Вас Всевышний, чтобы Вы продолжали свою священную миссию и достигли еще больших успехов.

Сейчас, накануне Песаха, мне хотелось бы подчеркнуть, что грядущий великий праздник содержит урок, имеющий непосредственное отношение к Вашей деятельности. Как Вы знаете, Песах начинается седером, на котором присутствуют самые разные дети, начиная с мудрого сына и заканчивая сыном, не умеющим задавать вопросы Помимо этих двоих в Пасхальной агаде упоминаются нечестивый сын и простодушный сын. , так что со временем все четверо достигают уровня мудрого сына, и в результате мы можем радостно закончить седер словами: «В следующем году — в Иерусалиме», куда приведет нас праведный Машиах.

13 нисана 5723 (7 апреля 1963)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Как сказано в известной молитве, единственной причиной трагических событий прошлого, а именно разрушения Храма и изгнания, стало пренебрежение Торой и заповедями. Таким образом, нивелируя причину, мы нивелируем и следствие. Поэтому любая деятельность по распространению иудаизма является жизненно необходимой, и прежде всего — забота о том, чтобы еврейские девочки получили достойное религиозное воспитание и образование. Ибо это — способ воспитать грядущее поколение настоящих еврейских семей, всецело преданных Торе.

Благословение и мир

Именно в юные годы еврею необходима максимальная духовная стабильность, которая позволит ему в дальнейшем успешно противостоять влиянию нееврейского окружения. Особенно стоит помнить об этом в свете того, что, как Вам известно, евреи вообще и евреи Торы в частности столь малочисленны в мире.