Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 4 октября 2022
Поделиться

Прежде всего, мне было приятно отметить Вашу глубокую, искреннюю заботу о родителях. Зная Вашего отца и Ваше воспитание, Ваши теплые чувства к ним меня не удивляют, и тем не менее я был рад прочесть в Вашем письме столько прекрасных слов в их адрес.

Что касается темы письма Адресат Ребе — Адина Бернхард (в замужестве Зингер), дочь хасидского активиста из Йоханнесбурга, ЮАР. Когда отец девушки задумался о переезде в Израиль, Ребе призвал его остаться. Тогда Адина, также мечтавшая жить на Святой земле, написала Ребе письмо с просьбой изменить свое мнение.
 — полагаю, Вы не станете отрицать, что, когда мы думаем о благополучии дорогого нам человека (и под благополучием мы подразумеваем, прежде всего, внутреннее спокойствие и отсутствие разлада в душе), нам необходимо рассуждать не о нескольких днях или неделях, но смотреть на вещи в долгосрочной перспективе. Ощущение внутренней гармонии должно служить одним из главнейших критериев буквально в любом аспекте нашей деятельности, и в первую очередь нам следует помнить о нем при выборе места жительства. Где жить — вопрос не сугубо географический, и задаваться им стоит отнюдь не только тем, кто находится на перепутье. Я немного знаю Вашего отца, и я уверен, что он будет чувствовать себя полностью реализованным лишь в том месте, где сможет максимально использовать на благо как можно большего числа людей свои знания и многочисленные таланты, щедро ниспосланные ему Всевышним. И никакие личные блага, в том числе и блага духовные, не сравнятся с ощущением причастности и вовлеченности, столь необходимых для его внутреннего комфорта.

Я сейчас говорил исключительно об особенностях характера Вашего отца; если же Вы вспомните, что в его случае речь идет не об умозрительных изысканиях, но о многочисленных конкретных победах, то у Вас не останется никаких сомнений в том, что Ваш отец, как никто другой, находится на своем месте.

Суммируя сказанное выше и учитывая, что Вы и все прочие члены Вашей семьи наблюдали несомненные успехи Вашего отца не только в Вашем городе, но и на территории всей Южной Африки, Вы, несомненно, поймете, что Ваш отец будет действительно счастлив, только если продолжит свою работу в этой стране.

Что касается Вас, то я, разумеется, поинтересовался у Вашего отца о том, как Вы и другие еврейские дети помогаете ему знакомить потомков Авраама, Ицхака и Яакова, проживающих на территории ЮАР, с наследием праотцев. Дай Б‑г, чтобы и Вы сами, и все члены Вашей семьи следовали от свершения к свершению, в соответствии со словами мудрецов: «У кого есть сто, тот хочет двести, у кого есть двести — хочет, чтобы у него стало четыреста» Коэлет раба, 1:34. .

Вы несомненно слышали об акции «Десять мивцоим», запущенной недавно по моей инициативе? Речь идет о помощи в соблюдении как можно большим количеством евреев нескольких наших основополагающих заповедей, и в этом проекте особая роль отведена еврейским женщинам и девушкам. Я уверен, что Вы и Ваши подруги принимаете в нем активное участие.

P. S. Поскольку, как я понял, Ваше письмо было написано с ведома Вашего отца, я послал ему копию своего ответа.

2 ава 5734 (21 июля 1974)

Празднование Лаг ба‑омера в Кейптауне. ЮАР. 1990

Вы пишете о том, что Вам пришлось столкнуться с многочисленными трудностями в процессе учебы в школе «Бейт Яаков» и что Вы не можете учиться вровень с остальным классом. Из Вашего письма не совсем понятно, в чем Вы сами видите корень проблемы, однако, по моему опыту и согласно нашим святым источникам, прогресс в учебе зависит в первую очередь от самого ученика.

Вам следует постоянно помнить о том, что дело касается изучения Торы, данной нам Творцом всей вселенной. Б‑г не только Создатель всего рода человеческого, Он сотворил каждого человека, включая и нас с Вами. Поэтому для каждого Своего творения Всевышний знает наилучший путь, который позволит ему обрести счастье и гармонию, и наш, еврейский путь к счастью Он указал нам в Своей Торе. Иными словами, изучение Торы и соблюдение ее законов является одной из столбовых дорог, ведущих еврея к процветанию.

Если Вы серьезно задумаетесь об этом, то Вы поймете, что изучение Торы — не тяжкая ноша, которую мы вынуждены нести на своих плечах, но то, что мы делаем по своей воле и с охотой, ибо это и есть ключ к обретению счастья в жизни, причем не только в духовном, но также и в материальном плане.

Желаю Вам успехов в учебе. Уверен, что Вы серьезно обдумаете сказанное выше и убедитесь в истинности моих слов.

28 нисана 5712 (23 апреля 1952)

Празднование Лаг ба‑омера в Кейптауне. ЮАР. 1990

Мне было особенно приятно прочесть, что Вы начали учиться в школе «Бейт Яаков». Не сомневаюсь, что Вы учитесь старательно и прилежно, как и в том, что благодаря этому Вы непременно преуспеете.

Вы совершенно правы, полагая, что, если у Вас будет больше смелости и уверенности в себе, Ваши страхи и недобрые предчувствия минимизируются, а со временем и совершенно исчезнут. Кроме того, наверняка Вы и сами понимаете, что любые дополнительные усилия, предпринятые Вами с целью приведения качеств своего характера в соответствие с предписаниями Торы, принесут Вам дополнительные духовные и материальные блага и помогут преуспеть во всех Ваших начинаниях. Разумеется, Вы можете писать мне в любое время, всякий раз, когда почувствуете необходимость. Даже если мой ответ запоздает, поскольку у меня много обязанностей, — в любом случае со временем Вы обязательно получите мой ответ.

3 швата 5713 (19 января 1953)

Урок химии в хабадской школе для девочек. 1960‑е

Вы пишете, что учитесь в высшем заведении для девочек уже довольно продолжительное время и тем не менее никак не можете найти подруг среди одноклассниц. Вы испытываете одиночество, которое, как нетрудно догадаться, плохо отражается на Вашем настроении.

Вам следует посоветоваться с учителями, с кем из девочек Вам лучше всего подружиться, а затем постараться сблизиться с ними.

Вот общий совет, как избавиться от одиночества. Задумайтесь о том, что во всем мире нет ни одного человека, который был бы совершенен, включая и Вас. Это означает, что, поскольку Вы сами несовершенны, Вы не должны ожидать или требовать, чтобы другой человек, [с которым Вам хотелось бы дружить,] обладал всеми мыслимыми достоинствами и добродетелями. Более того, наши мудрецы говорили: «Все дочери Израиля прекрасны» Недарим, 66а.
, ибо каждая из них — дочь Сары, Ривки, Рахели и Леи. У Вас несомненно есть масса достоинств и способностей, которые Вы обязательно со временем обнаружите. Кстати, обзаведясь подругами в классе, Вы откроете их в себе быстрее.

Чем больше Вы будете об этом думать, тем быстрее найдете подруг и избавитесь от одиночества, как говорили наши мудрецы: «Приобрети себе друга» Авот, 1:6.
.

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 323)

 

Я надеюсь, что Вы сеете ценности иудаизма среди своих подруг и знакомых еврейских девушек, организуете для них субботние вечеринки и тому подобные мероприятия, где пытаетесь воздействовать на их души и приближать их к Небесному Отцу посредством исполнения заповедей нашей святой Торы.

2 тамуза 5720 (8 июля 1959)

 

Мне было приятно получить Ваше письмо. Я очень благодарен Вам за Ваши добрые чувства ко мне Письмо адресовано шестилетней Хае‑Ривке Каган, написавшей Ребе, что она его любит. . Уверен, что Вы ведете себя, как подобает еврейской девочке, дочери Сары, Ривки, Рахели и Леи — праведных праматерей нашего народа, о которых Вы, безусловно, слышали.

Без даты

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Именно в юные годы еврею необходима максимальная духовная стабильность, которая позволит ему в дальнейшем успешно противостоять влиянию нееврейского окружения. Особенно стоит помнить об этом в свете того, что, как Вам известно, евреи вообще и евреи Торы в частности столь малочисленны в мире.

Благословение и мир

Как яркий и сочный, но, увы, ядовитый плод смертоносен для нашего организма, так и запретное удовольствие в конечном счете неизбежно причинит вред тому, кто поддастся минутной слабости и уступит инстинкту... Соответственно, как подсказывает здравый смысл, поскольку Всевышний наделил человека свободой выбора между добром и злом, мы должны любить то, что является добром, и не любить то, что является злом, как сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро». Хотя в том, что является злом, могут быть определенные грани, которые могут нам нравиться, тем не менее, отличая добро от зла, мы можем принять первое и отвергнуть второе — несмотря на то что зло может явиться нам в обличье чего‑то доброго и приятного.

Благословение и мир

Брак еврейки с иноверцем является одним из величайших несчастий, причем отнюдь не только с религиозной точки зрения, и тот, кто считает, что речь идет о личном выборе человека, совершает большую ошибку. Еврейка, вознамерившаяся соединить свою судьбу с иноверцем, навлекает беду на весь еврейский народ, и важно понимать, что, с точки зрения Торы, смешанный брак является чуть ли не единственной в своем роде трагедией такого масштаба, ибо мало что может сравниться с этим прегрешением по разрушительной силе.