Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 18 июля 2022
Поделиться

Мне было больно читать, что в Ваших отношениях с мужем до сих не наметилось никаких улучшений. Как известно, худой мир лучше доброй ссоры, и уж тем более ценен в глазах Всевышнего подлинный мир.

Перечитав Ваши письма, я по‑прежнему не нахожу серьезных причин для столь тяжких разногласий. Поэтому остаюсь при своем мнении, высказанном Вам во время Вашего предыдущего визита: вам с мужем обоим необходимо работать над примирением. Тем не менее, если Вы почувствуете, что у вас не получается решить ваши проблемы самостоятельно, и сочтете, что пришло время действовать безотлагательно, Вам следует принять предложение Вашего мужа, — правда, за некоторыми изменениями, — и обратиться за советом к одному или двум друзьям, близко знающим вас обоих. Нередко ввиду отсутствия личной заинтересованности и вовлеченности в конфликт именно человек со стороны способен разглядеть наилучший выход из положения.

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 100)

Печатная доска для выпекания пряников на свадьбу. Подольская губерния. Начало XX века

Когда возникают проблемы в отношениях между супругами, у евреев принято идти с ними к своему раввину и быть готовыми последовать его указаниям — разумеется, при условии, что эти указания базируются на Торе, которую называют Учением жизни.

Очевидно, что при этом обе стороны, и муж и жена, должны проявить добрую волю и искренне трудиться на благо восстановления мира в семье.

Помимо этого, Вам необходимо максимально уподобиться благочестивым и мудрым еврейским женщинам, скрупулезно соблюдавшим заповеди на протяжении многих веков и особенно те из них, которые возложены Всевышним на еврейских жен и матерей.

Стоит проверить все мезузы в доме — если Вы не проверяли их в течение последних 12 месяцев. Я также уверен, что Вы не забываете класть в кружку для пожертвований несколько монет перед зажиганием субботних и праздничных свечей.

Для того чтобы укрепить в себе веру и упование на Всевышнего — если в этом есть необходимость, — рекомендуется читать 23‑й псалом: «Г‑сподь — пастырь мой. Не будет у меня нужды ни в чем» «Псалом Давида. Г‑сподь — пастырь мой. Не будет у меня нужды [ни в чем]. На пастбищах травянистых Он укладывает меня, на воды тихие приводит меня. Душу мою оживляет, ведет меня путями справедливости ради имени Своего. Даже если иду долиной тьмы — не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя — они успокоят меня. Ты готовишь стол предо мной в виду врагов моих, умащаешь голову мою елеем, чаша моя насыщает (полна). Пусть только благо и милость сопровождают меня все дни жизни моей, [чтобы] пребывать мне в доме Г‑споднем долгие годы».
.

(Игрот кодеш. Т. XXV. С. 135)

Смешанные браки

Несмотря на то что канун праздника — не лучшее время для переписки, я все‑таки отвечу, по возможности, кратко, поскольку речь идет об очень важном вопросе, и к тому же мне понятно Ваше беспокойство. Разумеется, Вы вольны показать мое письмо Вашей сестре Видимо, встречающейся с иноверцем или решившей сочетаться с ним браком. или же ограничиться пересказом его содержания — поступайте, как сочтете нужным.

Брак еврейки с иноверцем является одним из величайших несчастий, причем отнюдь не только с религиозной точки зрения, и тот, кто считает, что речь идет о личном выборе человека, совершает большую ошибку. Еврейка, вознамерившаяся соединить свою судьбу с иноверцем, навлекает беду на весь еврейский народ, и важно понимать, что, с точки зрения Торы, смешанный брак является чуть ли не единственной в своем роде трагедией такого масштаба, ибо мало что может сравниться с этим прегрешением по разрушительной силе.

Более того, поскольку в конечном счете от подобного мезальянса пострадают обе стороны, можно смело утверждать, что смешанный брак является также проявлением безответственного отношения к ближнему, и, говоря о ближнем, я имею в виду не только нееврейскую половину, но также и друзей с обеих сторон: сегодня они искренне желают супругам счастья, но в скором времени брак, основанный на неправде и неэтичности, распадется на их глазах.

Как известно, любые отношения, даже когда мы говорим о людях одного круга, не застрахованы от определенных рисков, неизбежно возникающих в процессе «притирания» супругов друг к другу. И даже если двое уже были какое‑то время знакомы до свадьбы, мы тем не менее не можем предугадать, как будут развиваться их отношения в качестве мужа и жены, ведь им отныне придется находиться под одной крышей большую часть суток, день за днем, месяц за месяцем. Когда же речь идет о двух диаметрально противоположных менталитетах, причем фундаментальные различия между ними заложены самим Создателем, мы можем смело заявить, что шансы такой пары на совместимость и успех в семейной жизни стремятся к нулю. Не думаю, что вышесказанное можно считать преувеличением, если мы вспомним, что речь идет не о каких‑то мелких разногласиях, но о том многовековом антагонизме, который запечатлен в коллективной памяти представителей обеих цивилизаций, где одни фигурируют в качестве погромщиков и гонителей, а другие — в качестве их жертв.

Кроме того, современная наука признает наследственный характер многих народных особенностей, сотни и сотни лет передававшихся от отцов сыновьям, из поколения в поколение. Поэтому если человек честен — в самом простом смысле этого слова, — то он не захочет втягивать своего партнера в союз, обреченный с самого начала. И если он действительно его любит, а не думает только о себе, то, безусловно, не захочет для него несчастья и охотно пожертвует сиюминутными наслаждениями ради того, чтобы уберечь любимого или любимую от неизбежных разочарований. В противном случае любовь, в которой он клянется, — не что иное, как обыкновенный эгоизм.

Если же от такого союза родятся дети, то к одной трагедии добавится новая, поскольку дети станут свидетелями постоянных словесных конфликтов (и это в лучшем случае) между родителями, каждый из которых будет стремиться следовать своей природе. Думаю, сказанного достаточно, и нет необходимости рассматривать эту болезненную тему подробнее.

Разумеется, мне хорошо знаком довод, что процент смешанных браков ощутимо высок, и многие из них выглядят долговечными. Однако не менее известно и то, что семейные люди стараются делать вид, что у них счастливый брак, поскольку им стыдно признать свою ошибку, и выставлять на всеобщее обозрение конфликты и те безобразные сцены, что происходят у них дома. В случае смешанного брака это чувство стыда еще сильнее, поскольку супруги помнят, что многие друзья были против и предупреждали, что сохранить любовь и согласие будет непросто. Статистика же неумолимо доказывает, что в смешанных семьях процент разводов несоизмеримо выше, и это факт, с которым не поспоришь.

И еще один момент. В подавляющем большинстве случаев человек, решившийся на смешанный брак, в значительной степени руководствуется эмоциями. Однако, если отвлеченно рассказать ему о другой паре, готовящейся сделать подобный шаг, он скорее всего будет скептичен относительно ее шанса на успех, поскольку и сам сознает, что один опрометчивый шаг может обернуться трагедией длиною в жизнь.

В качестве постскриптума хочу добавить, что по еврейским законам национальность определяется по матери. Поэтому если мать еврейка, то даже ребенок, имеющий отца‑нееврея, считается евреем и обязан соблюдать все заповеди. Подробности можно узнать у любого раввина.

Канун Суккот, 5727 (29 сентября 1966)

Хупа. Окна‑Муреш (Трансильвания). 1931

Не в моих привычках отвечать на вопросы, с которыми следует обращаться к компетентным ортодоксальным раввинам. Однако в Вашем случае я сделал исключение, поскольку речь идет об очень простом и в то же время очень важном принципе.

Прежде всего, представим себе ситуацию: проводится хупа, церемония бракосочетания, «согласно закону Моше и Израиля» — в соответствии с предписанием Торы. И вот в то время, когда это происходит, там будет присутствовать женщина‑нееврейка, причем не в качестве наблюдателя или гостя, но в качестве человека, оказавшегося вовлеченным в ситуацию, которая, если она случается, решительно противоречит «закону Моше и Израиля» Речь идет о приглашении на церемонию еврейского бракосочетания женщины, намеревающейся вступить в гражданский брак с одним из родных братьев новобрачных.
. И хотя она может не понимать точного смысла слов, она, скорее всего, сможет понять общий смысл этой священной церемонии, или же кто‑нибудь ей его объяснит. Нелепость (если не сказать резче) этой ситуации очевидна. В свете этого можно ли сказать, что присутствие на священной еврейской церемонии станет для нее почетом и проявлением уважения, и получит ли она сама удовольствие от происходящего, если будет знать, что думают о смешанных браках жених и невеста, а также их родители и гости?

До сих пор я говорил с точки зрения здравого смысла. Кроме того, существует точка зрения Торы и «Шульхан аруха», согласно которым ее там быть не должно.

Если Вы захотите обсудить этот вопрос с любым ортодоксальным раввином, я уверен, что он ответит Вам то же самое. Это настолько самоочевидная вещь, что в дальнейшем обсуждении нет необходимости.

26 сивана (17 июня, 1982)

 

Не нужно приводить специальных доказательств в пользу того факта, что тенденция к ассимиляции, включая ассимиляцию в самой грубой форме, т. е. смешанные браки, в Южной Африке по‑прежнему очень сильна, а работа и борьба, призванные сменить эту тенденцию на противоположную, все еще требуют много времени и сил. К счастью, опыт свидетельствует, что там, где есть подходящий решительный человек, достаточно смелый и твердо настроенный защитить молодое поколение, его усилия приносят удовлетворительные, а зачастую и самые блестящие результаты. Об этом свидетельствует и опыт Вашего отца Адресат письма — юная дочь еврейского активиста из ЮАР. , которому, с Б‑жьей помощью, удалось уберечь множество еврейских мужчин и женщин от полной и окончательной ассимиляции…

2 ава 5734 (21 июля 1974)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Пока не пришел Машиах, на земле нет ни одного человека, который был бы лишен недостатков и слабостей. И если мы не хотим, чтобы нам самим постоянно указывали на наши слабости, то, соответственно, и нам с Вами не следует подчеркивать и преувеличивать слабости окружающих. Это касается любых отношений, и прежде всего — отношений между мужем и женой.

Благословение и мир

Согласно нашей Торе, муж и жена являются не двумя самостоятельными сущностями, но составляют некий единый организм. Подобно тому как в человеческом теле укрепление и оздоровление одного органа безусловно положительно сказывается на других органах, так же и в браке двух евреев, женившихся по закону Моше и Израиля, то, что полезно для одного, в конце концов оказывается благом для обоих.

Благословение и мир

Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие среди евреев, как это неоднократно подчеркивается в Торе. Еще большее значение Тора придает понятию «шлом байт» — миру и согласию между мужем и женой. Доходит до того, что, невзирая на святость каждого слова Торы, особенно имен Всевышнего, записанных в Торе, есть один случай, когда Всевышний Сам повелел, чтобы Его Имя было стерто и смешано с водой — ради сохранения мира между женой и мужем.