Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 21 октября 2022
Поделиться

Школа, образование для девочек, педагогическая работа

Отвечаю на Ваш вопрос (если он еще актуален), стоит ли Вам работать в сфере образования. Вы пишете, что некоторые Ваши местные друзья‑хасиды, хорошо знающие Вас и имеющие представление о должности, которую Вам предлагают, убеждают Вас согласиться, однако сами Вы колеблетесь. Думаю, мне не нужно объяснять Вам, как важно еврейским мальчикам и девочкам получить достойное образование; я также уверен, что Вы и без меня прекрасно представляете себе, сколь велика заслуга их учителей. Также следует помнить о том, что даже самое минимальное позитивное влияние на юные детские души приносит обильные плоды в долгосрочной перспективе. Приведу аналогию из растительного мира: достаточно малейшего повреждения в семени плодового дерева, и оно не прорастет или же прорастет, но деформируется навсегда.

8 адара II 5727 (20 марта 1967)

 

Вы пишете от имени группы религиозных девушек и спрашиваете, где вам стоит селиться: в поселках, где нет качественного религиозного образования, с тем чтобы преподавать в местных религиозных школах, или же отдать предпочтение городам с худо‑бедно налаженным религиозным образованием. С одной стороны, очевидно, что работа педагога является очень важной заповедью, и поэтому каждый, у кого есть необходимые способности, должен посвятить этой заповеди свое время и силы. Однако, с другой стороны, столь же очевидно, что воспитатель должен влиять на воспитуемого, а не подпадать под его влияние — в противном случае его работа принесет только вред, не дай Б‑г.

Поскольку человек необъективен по отношению к самому себе, ему не следует самостоятельно заниматься расчетами. К чему гадать, выдержит ли он все испытания и не отклонится ли от линии поведения, предписанной Торой, если поедет в такое место? Лучше обратиться к людям, которые хорошо знают не только Вас и Ваших подруг, но и особенности того места и действующей там религиозной общины. Уверен, что сведущие люди смогут посоветовать каждой из вас, как поступить.

Поскольку Ваша группа состоит из разных девушек, думающих и чувствующих по‑разному, невозможно предложить какое‑либо одно общее решение для всех, но каждый случай следует обсуждать отдельно, по причинам, которые я изложил выше. Не сомневаюсь, что в Иерусалиме можно найти достаточно богобоязненных людей, сведущих в сфере образования и в человеческой психологии, чтобы каждая из девушек смогла посоветоваться с ними по поводу своего профессионального будущего.

Поскольку вопрос является срочным, как Вы и просили, пишу Вам вне очереди.

6 ава 5719 (23 июля 1958)

В начальной хабадской школе в Броше (Израиль). 1970‑е

Вы пишете, что Ваша внучка… не чувствует себя комфортно в своем еврейском классе и часто плачет. Вам кажется, что причина этого — еврейские предметы, которые она изучает.

Я поинтересовался насчет учебной программы и учебников, которые там используют. На основе полученной информации у меня создалось впечатление, что проблема не в изучаемом материале. Настоящая причина ее медленной адаптации в том, что она пока чувствует себя чужой среди одноклассниц. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы классный руководитель подыскала ей подходящих подруг — тогда Ваша внучка почувствует себя гораздо лучше, и Вы увидите, что нет совершенно никаких оснований беспокоиться по поводу изучаемых ею дисциплин.

Вам также следует знать, что Ваша внучка обучается в школе, которая была основана моим почтенным тестем, да будет благословенна память праведника. Школа некогда функционировала под его руководством, и сегодня в ней царит та же атмосфера, что и при его жизни. Поэтому еврейские предметы — это отнюдь не то, что может служить причиной для огорчений, — напротив, они являются источником физического и духовного здоровья наших детей, ибо дети, которые учатся в школе, основанной на исконно еврейских ценностях, принесут в дом своих родителей вечный свет Торы и согревающее тепло хасидизма.

26 хешвана 5711 (6 ноября 1950)

 

Вместе с Вашим Корреспондентка Ребе — Двора Гольдшмит‑Гурарье, активистка Хабада в Израиле.
письмом я был рад получить сообщение об открытии школы «Бейт Ривка» Религиозная школа для девочек.
. Надеюсь, скоро придет очередь и детского сада.

Мне было приятно узнать, что мы наконец обратили внимание на охрану «своего виноградника» См. Шир а‑ширим, 1:6: «Сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, [а] своего виноградника я не устерегла». Ребе имел в виду, что хабадники Земли Израиля не уделяли достаточного внимания воспитанию собственных детей.
. Даже когда существовал Храм и все евреи жили «спокойно, каждый под виноградной лозой своей и под смоковницей своей» Млахим I, 5:5.
, никто не забывал об этом, как сказано: «Поставили меня стеречь виноградники». Тем более так следует поступать сегодня, когда в народе царит страшное смятение и каждый обязан заботиться о сохранности «своего виноградника» с утроенной силой. В первую очередь это касается тех, кто способен и/или занимается «охраной виноградника» По‑видимому, Ребе имеет в виду шлухим — своих посланников.
.

21 кислева 5710 (12 декабря 1949)

Во время семинара для учителей колледжа «Бейт Ривка» в Кфар‑Хабаде. 1970‑е

Добивайтесь, чтобы Ваши дочери шли по Вашим стопам, получив достойное религиозное образование и надлежащее воспитание. Делайте все возможное, чтобы наши учебные заведения продолжали работать и развиваться и число учениц увеличивалось, чтобы ни одна еврейская девочка не осталась без еврейского образования. В школе «Бейт Ривка» девочек научат быть верными дочерьми своего народа, матерями следующего поколения еврейских детей. Таким образом, помогая школе «Бейт Ривка», Вы заботитесь о наших детях, о нашем общем будущем. В награду за Вашу деятельность весь еврейский народ удостоится увидеть падение Амана нашего времени «вскорости, в наши дни» и будет жить в радости, наслаждаясь светом Всевышнего.

Адар II 5703 (март‑апрель 1943)

 

Любое действие, которое направлено на укрепление еврейства в целом, особенно в рамках специальных кампаний, связанных с чисто женскими заповедями (зажигание свечей, кашрут Разумеется, кашрут должны соблюдать все евреи, однако именно женщина обычно имеет дело с продуктами и приготовлением еды.
, семейная чистота), имеют огромное значение. Как сказано в известной молитве, единственной причиной трагических событий прошлого, а именно разрушения Храма и изгнания, стало пренебрежение Торой и заповедями Речь идет о четвертом благословении праздничной молитвы мусаф: «Из‑за грехов наших мы были изгнаны из страны своей и оказались вдалеке от земли своей».
. Таким образом, нивелируя причину, мы нивелируем и следствие. Поэтому любая деятельность по распространению иудаизма является жизненно необходимой, и прежде всего — забота о том, чтобы еврейские девочки получили достойное религиозное воспитание и образование. Ибо это — способ воспитать грядущее поколение настоящих еврейских семей, всецело преданных Торе.

15 ава 5735 (23 июля 1975)

 

Думаю, Вы понимаете, что очень трудно оценить ситуацию издалека, тем более по переписке. Однако на самом деле в этом нет необходимости, поскольку, как я понял, Вы консультируетесь с компетентными людьми и, без сомнений, будете поступать так и впредь. Поэтому я могу ограничиться общими соображениями.

Прежде всего, Вы, безусловно, знаете, что в наше время подобные проблемы У детей корреспондентки Ребе возникли серьезные проблемы в школе: низкая успеваемость, отчужденность, конфликты с одноклассниками. с детьми возникают очень часто, а возможно, и являются неким вариантом нормы, хотя, разумеется, не все проблемы можно считать одинаково острыми, и не все носят один и тот же характер. Говорю это сознательно, поскольку, похоже, Вы излишне встревожены, тогда как для этого нет никаких оснований.

Обычно окончательное решение о том, как поступить с детьми с такими проблемами, принимает администрация школы, после того как обсудит ситуацию с родителями и получит от них информацию о поведении детей в домашней обстановке. Причины вполне очевидны. Во‑первых, педагоги все же более объективны, чем родители. Во‑вторых, у них больше опыта в этих вопросах, поскольку они имеют дело с большим количеством детей. Разумеется, родители также имеют возможность высказать свое мнение, чтобы помочь педагогическому составу найти наилучшее решение.

Также следует помнить, что значительная часть этих проблем со временем исчезает благодаря общению [проблемного] ребенка в школе с другими детьми и с учителями, а дома — со своими братьями и с родителями, поскольку ребенок на подсознательном уровне реагирует на окружение и на людей, с которыми находится в постоянном контакте.

Тем не менее мне странно, что самое простое решение лежит на поверхности, но к нему почему‑то не прибегают. Отчего бы не предоставить «проблемному» ребенку лидерскую роль в группе детей помладше, связанную с какой‑либо школьной деятельностью и т. д.? Обычно в долговременной перспективе самооценка ребенка существенно повышается, они становятся гораздо более общительными и т. д. Я уверен, что этот прием может быть использован и в Вашей ситуации — разумеется, с согласия руководства школы и под его эгидой.

Думаю, Вы вполне можете уже начинать действовать. Покажите эти строки мужу и дирекции школы, и я нисколько не сомневаюсь в том, что в результате для каждого из Ваших детей будет найдено хорошее решение.

Что касается конкретной проблемы, стоит ли Вашему сыну оставаться на второй год в том же классе, — это решение, как уже было сказано, должна принимать администрация школы. Хочу лишь добавить, что давление на педсостав с целью добиться определенного решения нередко оказывается непродуктивным. Тем не менее родители могут предложить, если им это важно, чтобы ребенка перевели в следующий класс условно, с испытательным сроком.

5 тевета 5745 (29 декабря 1984)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Именно в юные годы еврею необходима максимальная духовная стабильность, которая позволит ему в дальнейшем успешно противостоять влиянию нееврейского окружения. Особенно стоит помнить об этом в свете того, что, как Вам известно, евреи вообще и евреи Торы в частности столь малочисленны в мире.

Благословение и мир

Как яркий и сочный, но, увы, ядовитый плод смертоносен для нашего организма, так и запретное удовольствие в конечном счете неизбежно причинит вред тому, кто поддастся минутной слабости и уступит инстинкту... Соответственно, как подсказывает здравый смысл, поскольку Всевышний наделил человека свободой выбора между добром и злом, мы должны любить то, что является добром, и не любить то, что является злом, как сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро». Хотя в том, что является злом, могут быть определенные грани, которые могут нам нравиться, тем не менее, отличая добро от зла, мы можем принять первое и отвергнуть второе — несмотря на то что зло может явиться нам в обличье чего‑то доброго и приятного.