Новости

Забытая гавань: лагерь в Кенте, где спаслись 4000 немецких евреев

28 августа 2019, 17:00 История, Холокост
Поделиться

Это почти забытая глава в истории 20-го века: спасение от нацистов тысяч евреев, доставленных в лагерь на окраине средневекового города Сэндвич в Кенте, когда тьма опустилась на Европу.

Работа лагеря «Китченер» по спасению евреев началась в феврале 1939 года, и к тому времени, как семь месяцев спустя началась война, около 4000 человек – в основном немецкие и австрийские евреи – прибыли туда на поездах и кораблях. Хотя история о 10 000 еврейских детей, которых привезли в Великобританию в рамках «Киндертранспорта», хорошо известна, лагерь «Китченер» получил гораздо меньше внимания. «Об этом даже не очень хорошо известно в еврейских общинах Великобритании», – сказала Клэр Вайссенберг, курирующая выставку о лагере в Еврейском музее в Лондоне, которая открывается 1 сентября.

2 сентября в Сэндвиче должна быть открыта мемориальная доска в присутствии потомков спасенных людей, а также двух братьев-филантропов, которые управляли лагерем. Среди присутствующих будет Пол Сечер, чей отец Отто прибыл туда в мае 1939 года. «Мой отец не очень много об этом говорил, – сказал Сечер. «Я чувствовал, что это была болезненная тема для него. Ему удалось сбежать, но его родители и сестра не смогли. Бремя воспоминаний об этом, должно быть, было огромным».

После «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года, когда евреи и их имущество подверглись жестоким нападениям, около 30 000 евреев были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Бухенвальд. «Центральный британский фонд» (CBF), еврейская благотворительная организация в Великобритании, теперь известная как «Всемирная еврейская помощь», убедила британское правительство принять некоторых беженцев. Взрослые мужчины были доставлены в Великобританию при условии, что им не будет предоставлено гражданство Великобритании, они не должны будут работать, и они должны будут эмигрировать в США, Австралию и в другие страны. CBF организовал транспорт и арендовал заброшенную военную базу возле Ричборо, недалеко от Сэндвича, для размещения людей. Их первой задачей было превратить участок в небольшой городок. Они построили или отремонтировали 42 жилых дома, душевые и туалетные блоки, две синагоги, медицинскую клинику, почтовое отделение и магазины. Кинотеатр на 1000 мест был построен на деньги, пожертвованные Оскаром Дойчем, основателем сети Odeon.

Эти люди не были интернироваными; они могли попросить пропуск, чтобы покинуть лагерь. Они играли в футбол против местных команд, посещали близлежащие пляжи, а некоторые незаконно работали за деньги на фермах Кента. Были опубликованы девять выпусков бюллетеня «Kitchener Camp Review». В то время население Сэндвича составляло 3500 человек. Прибытие 4000 беженцев воспринималось тяжело, но в целом их приветствовали. Сотни людей посещали концерты в исполнении музыкантов-беженцев, а местные дети приходили в лагерь, чтобы поиграть в настольный теннис. Мужчины ожидали, что их семьи – родители, братья и сестры, жены и дети – последуют за ними в Великобританию. Некоторым женщинам были выданы «служебные визы», чтобы помочь им сбежать от нацистов, но эвакуация резко прекратилась с началом войны 1 сентября 1939 года.

Почти все обитатели лагеря «Китченер» были отнесены трибуналами, рассматривавшими их дела, к категории «дружественных иностранцев» с надписью «беженец от нацистского гнета» на их документах. «Враждебные иностранцы» были интернированы. После начала войны 887 человек из лагеря «Китченер» был зачислены в Инженерный корпус. Но после эвакуации из Дюнкерка в мае 1940 года общественное мнение обернулось против немецкоязычных беженцев, которых некоторые англичане подозревали в шпионаже или диверсиях. Те, кто не участвовал в военных действиях, были интернированы или депортированы в Австралию и Канаду. Лагерь «Китченер» был закрыт.

Вайссенберг начала исследовать историю лагеря после того, как она «унаследовала немецкий чемодан отца. Я увидела отметки «лагерь «Китченер»» и подумала: «Что это такое?»» Она создала веб-сайт и начала собирать истории и памятные вещи от потомков людей, бывших в лагере «Китченер». «Они часто не говорили об этом. Многие мужчины потеряли жен, детей, родителей — и испытывали огромную «вину выжившего». Многие семьи мало что знали об этой истории», – сказала она. Исключением был Лотар Нелькен, который был лишен своей должности судьи в Германии в соответствии с Нюрнбергскими законами и интернирован в концлагерь Бухенвальд. «Он писал дневник на протяжении всей войны. Я вырос, зная о его опыте в Бухенвальде. Он никогда не держал его в секрете, он поделился своими воспоминаниями», – сказал его сын Стивен.

В четверг 13 июля 1939 года Лотар Нелькен записал: «В 9 часов вечера мы прибыли в лагерь … Нас приветствовали с ликованием. После ужина нас отвели в дома; Дом 37 / II. Я выбрал верхнюю койку. В одном доме спит 36 человек. Кровати на удивление хорошие. Спишь как в колыбели».

В 1973 году Клэр Унгерсон обнаружила мемориальную доску в Сэндвиче, «но формулировка надписи на ней была очень странной — что-то о беженцах от нацистского гнета». Дочь немецкого еврея-беженца, Унгерсон, «поняла, что это относится к евреям, но я никогда не слышала об этом лагере». После ухода на пенсию она провела исследование и написала книгу «Четыре тысячи жизней», которая была переиздана в этом месяце. С точки зрения ужасной истории того времени, лагерь «Китченер», возможно, был небольшой деталью, сказала она: «Но это немало для многих потомков мужчин из «Китченера», которых не было бы, если бы они не были спасены».

Выставка под названием «Разрешение на въезд: спасительный лагерь «Китченер». 1939 год» продлится до 8 сентября. Благодаря этому, сказала Унгерсон, документы и памятные вещи, которые семьи хранят в течение 80 лет, «теперь увидят свет, чтобы рассказать историю, которая слишком долго была малоизвестной».

theguardian.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции