Сэм Шульман, последний живший американский член экипажа легендарного корабля «Эксодус», скончался в возрасте 91 года
Сэмюэль Шульман, последний выживший американский член экипажа знаменитого корабля «Эксодус 1947», который пытался вывезти тысячи евреев, переживших Холокост, из Европы в британскую подмандатную Палестину скончался 5 июля в Ричмонде, штат Вирджиния. Ему был 91 год.
С конца Второй мировой войны и до создания Государства Израиль «нелегальная» иммиграция, известная под кодовым названием «Алия Бет», была основным способом обойти строго проводимую политику Соединенного Королевства, когда в контролируемую Британией Палестину допускалось всего несколько сотен еврейских беженцев в месяц. С 1946 по 1948 год было организовано более 60 рейсов кораблей «Алии Бет», но лишь немногим удалось прорвать британскую блокаду и доставить своих пассажиров на берег. Большинство из них были остановлены и отправлены в лагеря для интернированных на Кипре.
Более 4500 человек, переживших Холокост, которые плыли на «Эксодусе», были принудительно посажены на суда-тюрьмы в Хайфе и отправлены обратно в Европу. Американская журналистка Рут Грубер, автор книги «Эксодус 1947»: корабль, который создал нацию», отправляла сообщения по мере развертывания драмы, помогая привлечь внимание всего мира к бедственному положению иммигрантов и влияя на события, приведшие к созданию Израиля в 1948 году. Хотя «Эксодус» был самым известным из кораблей «Алия Бет», Шульман также плавал на других менее известных, но не менее важных, таких как «Пан Крескент» и «Пан Йорк», которые вместе забрали более 15 000 иммигрантов из Бургаса, Болгария, в декабре 1947. Оба были остановлены британскими военными кораблями и вынуждены бросить якорь в кипрском порту Фамагуста (сегодня на контролируемом Турцией северном Кипре).
Англичане на несколько месяцев задержали Шульмана на Кипре, после чего его контрабандным путем доставили на лодке в Хайфу. Оказавшись там, он отправился на юг, где помогал создать сельскохозяйственный коллектив, киббуц Мишмар ха-Негев. Затем он обучал моряков навигации на военно-морской базе в Хайфе во время Войны за независимость Израиля. Он оставался в Израиле в течение года, прежде чем переехать в Нью-Йорк. «Я горжусь той ролью, которую я сыграл», – сказал однажды Шульман о своем вкладе в помощь евреям, иммигрировавшим в Израиль. «Это были важные дни в моей жизни».
«Эксодус» был прославлен в одноименном бестселлере 1958 года Леона Юриса, который впоследствии был превращен в голливудский фильм, с Полом Ньюманом в главной роли.
Шульман родился у родителей-польских евреев в Терра Хот, штат Индиана, 8 июля 1928 года. После безвременной смерти своего отца он переехал со своей матерью в Варшаву (Польша), в начале 1930-х годов — до начала Второй мировой войны — чтобы жить с ее семьей. После того, как его мать снова вышла замуж, он провел там некоторое время, прежде чем переехать в Париж (Франция). Когда в сентябре 1939 года в связи с немецким вторжением в Польшу началась война, Шульман был 11-летним французским школьником. В следующем году Германия оккупировала Францию, захватив Париж в июне 1940 года. Несмотря на продовольственный рацион, комендантский час и антиеврейские законы, Шульман и его мать Сара (его отчим находился в командировке в США, когда началась война, и не могли вернуться в Европу), сумели остаться незамеченными до июля 1942 года, когда состоялась масштабная облава на евреев, известная как «облава Вель д’Ив», в ходе которой было арестовано более 13 000 евреев, в том числе более 4000 детей. С трудом избежав ареста, они поняли, что Париж больше не является безопасным местом.
С помощью местной еврейской организации они были тайно доставлены на поезде в деревню Пьонна в самом сердце контролируемой Виши «свободной зоны», территории, контролируемой марионеточным правительством Франции во главе с маршалом Филиппом Петеном, но под пристальным взором нацистов. Около 75 000 евреев, включая 12 000 детей, были депортированы из Франции в период с 1941 по 1944 год; только около 2500 из них выжили. Основным транзитным лагерем для евреев, депортированных в Аушвиц и другие нацистские лагеря смерти в Польше и Восточной Европе, был Данси под Парижем. Шульман и его мать пережили войну, скрываясь в течение трех лет в Пьонне, расположенной в 250 милях (400 км) к югу от Парижа в департаменте Крёз. Несмотря на отдаленность деревни, время от времени в тех местах случались стычки с немецкими солдатами и французскими жандармами, но местное движение Сопротивления предупреждало их заранее, и у них было время спрятаться.
Местный священник знал, что они евреи, но не донес о них. Если не считать страха быть пойманным и неизвестности о судьбах остальной части семьи, Шульману и его матери было относительно легко. Вспоминая тот период своей жизни, он часто думал о том, как ему повезло. «Несмотря на опасность, я думаю, что самой трудной проблемой того времени, когда мы скрывались, была, вероятно, изоляция и одиночество», – говорил он. К сожалению, большинство его родственников, которые остались в Польше — его бабушка и дедушка, дяди, тети и двоюродные братья – а также члены их семьи во Франции не были столь удачливы и погибли или в Варшавском гетто, или в лагере смерти Аушвиц. «Я был в неправильном месте в неподходящее время, но каким-то образом я выжил», – однажды заметил он о своем потерянном детстве.
После войны Шульман ненадолго вернулся в Париж, а затем иммигрировал в Нью-Йорк со своей матерью. Он оставался там в течение короткого времени, прежде чем его завербовали для участия в «Алии Бет» на «Эксодусе», который покинул Балтимор, штат Мэриленд, 25 февраля 1947 года. Однажды он вспомнил об ответе, который он дал своей матери, когда сказал, что хочет вернуться в Европу, чтобы помочь другим еврейским беженцам. «Ты единственный сын, почему ты хочешь поехать в Палестину? Пусть едет кто-нибудь еще», – умоляла она. Но он ответил: «Я хочу поехать, я должен поехал».
По возвращении из Израиля Шульман, который родился в Америке и был гражданином США, но уехал, когда ему было 4 года, был призван на Корейскую войну. Благодаря своему опыту в Войне за независимость Израиля он провел два года, обучая солдат в лагере Эдвардс в Кейп-Кодв, штат Массачусетс, дослужившись до звания сержанта первого класса. После войны он учился в Бруклинском колледже, а затем в Школе часового дела Джозефа Булова в Квинсе, штат Нью-Йорк. Шульман основал ювелирно-часово бизнес в районе старой алмазной биржи на пересечении Канал-стрит и Бауэри в нижнем Манхэттене, где он проработал 40 лет. У Сэма Шульмана остались жена, двое сыновей и пятеро внуков.