Молодой калифорниец Райан Купер в 1970-х завел переписку с Отто Франком, отцом знаменитой жертвы Холокоста Анны Франк, чьи дневники до сих пор читаются по всему миру. С помощью десятков писем и нескольких личных встреч, они завязали дружбу, которая продолжалась до самой смерти Франка в 1980 году в возрасте 91 года.
Сейчас 73-летний Купер, продавец антиквариата и художник из штата Массачусетс, пожертвовал несколько писем и сувениров, полученных от Франка, в Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне в преддверии 90-й годовщины со дня рождения Анны Франк, которая появилась на свет 12 июня 1929 года. Он хочет, чтобы люди могли глубже понять человека, который подарил миру Анну Франк, чей знаменитый дневник времен Второй Мировой войны считается одним из самых важных произведений 20-го века.
«Он был очень похож на Анну в том смысле, что он был оптимистом», – сказал Купер недавно об Отто Франке в своем доме на Кейп-Коде. Когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, Франки спрятались на чердаке офиса Отто Франка в Амстердаме. Но в конце концов их обнаружили и отправили в концентрационные лагеря, где погибли 15-летняя Анна, ее старшая сестра и мать — одни из примерно 6 миллионов евреев, убитых нацистами. Отто Франк был единственным выжившим членом семьи, дожившим до того, как советская армия освободила печально известный лагерь Аушвиц в оккупированной нацистами Польше в 1945 году. Он опубликовал дневник своей дочери два года спустя и посвятил свои дни рассказам о зверствах Холокоста.
Но в своих письмах и личных беседах Франк меньше сосредотачивался на суровых испытаниях своей семьи и вместо этого решил советовать Куперу что делать в его собственной повседневной борьбе. Для Купера проблемы варьировались от потери матери и вопроса о его воспитании как «Свидетеля Иеговы» до заботы о его карьере и романтических отношениях. «Некоторые письма на самом деле не имеют ничего общего с Анной», – сказал Купер. «Во многих отношениях я чувствую, что Отто усыновил меня. Он заставил меня почувствовать, что у меня есть семья в период реальной изоляции». В одном письме Франк призвал Купера черпать вдохновение из оптимизма Анны в гораздо более тяжелых обстоятельствах. «Я хочу напомнить вам о ее страстном желании «работать на человечество» в случае, если она выживет», – писал Франк в письме от 9 января 1972 года. «Из вашего письма я вижу, что вы интеллигентный человек и что у вас есть самокритика, и поэтому я могу надеяться, что Анна вдохновит вас найти позитивный взгляд на жизнь».
Письма также показывают, что работа Отто Франка повлияла на его физическое и психическое здоровье, сказала Эдна Фридберг, историк Мемориального музея Холокоста в США. В одном из более поздних писем Куперу вторая жена Франка, Эльфрида «Фрици» Франк, написала о том, как ее муж изо всех сил пытался сохранить свое здоровье во время серии публичных выступлений и интервью перед 50-летием со дня рождения Анны Франк. «Вы, конечно, можете себе представить, что все это очень эмоционально для него и отнимает у него много сил, – писала она 21 марта 1979 года. – Но вы не можете помешать ему делать то, что он считает своим долгом». Отто Франк умер следующим летом.
Фридберг сказала что сейчас, когда приближается 90-летие Анны Франк, важно помнить жертвы, которые Отто и другие принесли, чтобы поддержать ее наследие. Ее произведения были сохранены Мип Гис, секретаршей Отто Франка, которая помогала семье, пока они скрывались. Она вернула ему документы после войны. «Отто Франку было необязательно публиковать этот дневник. Будучи родителем в трауре, он мог бы оставить его себе», – сказала она. «Но он подарил его человечеству, потому что увидел, что он говорит о чем-то большем. Он взял на себя эту ответственность и шел с ней всю оставшуюся жизнь».
Музей будет оцифровывать письма и в конечном итоге сделает коллекцию Купера доступной в Интернете. Она насчитывает более 80 писем, включая его переписку с Гис и другими людьми, которые помогали семье Франк во время войны, и ряд скромных семейных подарков на память. Среди них кошелек для монет Отто Франка и фотография Анны.