По данным нового опроса, большинство австрийцев не знают о том, что во время Холокоста было убито 6 миллионов евреев
Большинство австрийцев не знают о масштабах Холокоста и количестве убитых евреев, одновременно преуменьшая роль своей страны в геноциде, обнаружило исследование, опубликованное в израильский День памяти жертв Холокоста.
В рамках исследования, проведенного Конференцией по еврейским материальным претензиям к Германии (Claims Conference), было опрошено 1000 взрослых австрийцев, которые ответили на ряд вопросов об истории Холокоста и Второй мировой войны, по телефону или через Интернет. Согласно опросу, 56 % австрийцев не знали, что во время Холокоста было убито 6 миллионов евреев, а 36% считают, что погибло 2 миллиона евреев или меньше. 25% считают, что было убито менее 1 миллиона евреев, а 12% считают, что число жертв среди евреев в Холокосте составляет менее 100 000 человек. Эти цифры были выше среди более молодых респондентов: 58% респондентов-миллениалов или поколения Z не знали, что были убиты 6 миллионов евреев. Примечательно, что 30% из них считают, что было убито менее 1 миллиона человек, а 17% считают, что были убиты 100 000 евреев. Еще более примечательно, что 42% респондентов ничего не знали о концентрационном лагере Маутхаузен, расположенном в 146 километрах (90 милях) от Вены.
Согласно израильскому национальному музею Холокоста Яд Вашем, в суровых условиях в Маутхаузене умерло 119 000 человек, в том числе 38 000 евреев. Результаты исследования не сильно отличаются от результатов двух аналогичных исследований, проведенных в Соединенных Штатах и Канаде за последние 12 месяцев, заявил вице-президент Claims Conference Грег Шнайдер. Тем не менее, отсутствие знаний тем более горько, что Холокост произошел на австрийской земле. «Люди знают о Холокосте, но проблема, вытекающая из результатов опроса, заключается в искажении контекста, фактов, масштабов и близости». «Маутхаузен был одним из самых садистских, жестоких нацистских концентрационных лагерей, всего в 100 милях от Вены в очень, очень маленькой стране», – сказал он. «То, что 42% австрийцев сообщили, что не знают о нем, вызывает глубокое разочарование».
Четверть опрошенных знали о печально известном концлагере Дахау, а когда дело дошло до Варшавского гетто, Берген-Бельзена, Треблинки и Терезиенштадта, число знающих о них упало ниже 5%. В дополнение к недостатку знаний, была также тенденция нарисовать более благообразную картину истории страны и ее роли в Холокосте. Половине респондентов было незнакомо имя Адольфа Эйхмана, и только 14% знали, что он австриец, а 68% сказали, что Австрия была и жертвой, и виновнице Холокоста. 13% сказали, что страна была только виновной в Холокосте. 28% считают, что «много или очень много» австрийцев действовали, чтобы спасти евреев во время войны, несмотря на тот факт, что лишь 109 человек из населения военного времени, насчитывающего примерно 6,7 миллиона человек, признаны Яд Вашем как спасатели, что является относительно низким показателем на душу населения. Для сравнения: в соседней Венгрии, чьё население в период войны насчитывало примерно 9 миллионов человек, Яд Вашем признал в качестве «Праведников народов мира» 844 человека, что примерно в шесть раз превышает показатели Австрии.
«Они знают, что Холокост произошел, они знают, что евреи были убиты. Но есть значительная разница в вопросе о том, сколько было убито… Очевидно, что необходимо провести переосмысление фактов», – сказал Шнайдер. Ясно, что необходимо произвести пересмотр образовательных программ. Хорошая новость, сказал он, заключается в том, что «в подавляющем большинстве случаев эти опросы показывают, что люди считают, что о Холокосте нужно рассказывать в школах. 82% всех австрийцев и 87% миллениалов и представителей поколения Z считают, что это надо включать в программы обучения».
«Тот факт, что Шоа произошло именно там, представляет дополнительную проблему, потому что это заставляет учителя поднимать очень личный эмоциональный нарратив об участии их родителей или их прадедушек и бабушек – где они были, что они делали и что они знали?» сказал Шнайдер. «Но здесь есть и большая возможность для понимания предмета, потому что, когда вы рассказываете о Холокосте, одна из трудных вещей — сделать события, произошедшие 70 или 80 лет назад понятными 14-летнему», – сказал он. Шнайдер также сказал, что результаты опроса очень актуальны сегодня, так как мир переживает «цунами антисемитизма» большее, чем то, что еврейские общины пережили после Холокоста. Ссылаясь на два расстрела прихожан в синагогах в Соединенных Штатах за последние шесть месяцев, Шнайдер сказал, что существует прямая связь между пониманием истории Холокоста, контекста того, как это произошло, и предотвращением насильственных нападений, которые происходят сегодня.
«Холокост произошел не просто – он не начался с Аушвица или Маутхаузена – он начался со слов, с дегуманизации людей, с высказываний: «Этот человек иной», сказал он. «И затем, как только вы дегуманизируете их с помощью слов, происходит быстрая эскалация, и вы переходите от слов к делу, к убийствам и невыразимым ужасам». Хотя опыт Холокоста, безусловно, уникален для еврейского народа, его уроки могут быть универсальными, сказал Шнайдер. «В прошлом месяце у нас были расстрелы и теракты в мечети в Новой Зеландии, церкви в Шри-Ланке, синагоге в Соединенных Штатах», – сказал Шнайдер. «В конце концов, ненависть есть ненависть. Таким образом, дегуманизация кого-либо, превращение его в «иного», а затем разрешение перевести эти слова в конкретные дела, должны быть искоренены. Мы должны понимать, что это то, что может произойти, и это должно быть остановлено».