Марокко — кладезь еврейской истории, если вы знаете, куда идти
Марокко с его горами и пустыней, пляжными курортами и берберскими деревнями — это праздник для путешественников всех видов, включая тех, кто хочет исследовать глубокие корни марокканского еврейства.
История евреев в Марокко насчитывает более 2000 лет. По оценкам ученых к моменту возникновения государства Израиль в 1948 году численность марокканских евреев достигла 275 000 человек, что считалось самой большой еврейской общиной в мусульманском мире, говорит Рой Миттельман, директор программы еврейских исследований в Городском колледже Нью-Йорка. Сегодня в Марокко живут около 2500 евреев, около 2000 в Касабланке и около 500 в других местах Марокко, но еврейское присутствие все еще живо в различных достопримечательностях. Например, Музей марокканского иудаизма в пригороде Касабланки является единственным музеем иудаизма в арабском мире. Евреи марокканского происхождения в Израиле и по всему миру часто возвращаются в североафриканское королевство, а некоторые имеют вторые дома в регионах откуда они родом. Туры по местам еврейского наследия в Марокко многочисленны и их легко найти. В большинстве городов есть мелла — старый еврейский квартал, а также еврейские кладбища и синагоги.
Миттельман, который провел 40 лет, изучая историю, культуру и религиозные обряды евреев в Марокко, возит группы студентов на экскурсии по еврейским достопримечательностям. Он сказал, что есть много книг, которые стоит прочитать перед визитом. Он рекомендует прочесть «Общество меллы: жизнь еврейской общины в Марокко под властью шерифов» Шломо Дессена, чтобы больше узнать о доколониальном Марокко, основываясь на трудах иудео-марокканских мудрецов 18–19 веков. Чтобы узнать больше о духовной истории еврейского квартала в Марракеше, он рекомендует книгу болгарского еврейского писателя Элиаса Канетти «Голоса Марракеша: повествование о визите». Миттельман оттачивал свои маршруты путешествий на протяжении многих лет. Вот некоторые из его любимых и других достопримечательностей.
Последняя марокканская еврейская дневная школа, «Неве Шалом», находится в Касабланке, которая является экономическим и деловым центром королевства. Спросите директора Джеки Себбаг. Наблюдайте за детьми, играющими во дворе, наслаждайтесь их пением еврейских песен и узнайте больше о еврейских классах школы и изучении Библии, сказал Миттельман. Посетите пляжный клуб «Таити», когда-то бывший еврейским. Среди пешеходных экскурсий Миттельмана по еврейским жилым районам Касабланки — остановки в синагогах «Бет-Эль» и «Эйм-Хабаним». В прибрежном квартале Корниш, недалеко от пляжного клуба, есть также синагога «Давид Ха-Мелех», построенная позже, чем первые две. В Касабланке, как и в других городах, есть традиционные кошерные пекарни и кошерные рестораны. Миттельман хорошо отзывается о гиде Дорит Бенмохе из Американского еврейского Объединенного распределительного комитета. Она считается экспертом по всем еврейским местам в Марокко, особенно в Касабланке.
По словам Миттельмана, в Марракеше осталось около 100 евреев, в том числе горстка, живущая в старом еврейском квартале, но жизнь в мелла все так же кипит. Среди оставшихся синагог есть крошечная «Лазама». Спросите у местного жителя, как ее найти. Посетители могут войти за небольшую плату. Там есть уютный внутренний дворик в стиле риады с фруктовым деревом и несколькими стульями для утомленных путешественников. Первоначальное здание синагоги было построено в 1492 годом, но позже она была перестроена. Согласно мусульманскому путеводителю по синагоге ее свитки Торы были написаны на пергаменте из кожи газели. Посетители могут взглянуть на микву, традиционную еврейскую ритуальную ванну, куда нужно было спускаться по извилистым каменным ступеням. Мелла – не единственное место, где сохранились синагоги. Отправляйтесь в новый район города Гелиз, чтобы побывать на субботней службе в синагоге «Бет Эль». Любой таксист должен знать, как туда добраться. В двух часах езды к югу от Марракеша находится маленький городок Ануим, в котором когда-то жил таинственный раввин и целитель Вазана.
Посетите город Эс-Сувейра, некогда процветающий еврейский центр и бывший португальский рыбацкий городок. Он также был остановкой для рок-звезд 1960-х и 1970-х, которые совершали паломничества в Марракеш. В городе, построенном в 1700-х годах, есть синагога, кладбище и мелла, с мемориальными досками, обозначающими здания, на месте которых когда-то стояли старые, давно исчезнувшие синагоги. Любимой достопримечательностью Миттельмана является гробница святого раввина Хаима бен Дивана, расположенная неподалеку от Марракеша. Евреи по-прежнему собираются рядом с ней в деревне Тагадир-н-Бур около Анрхаза для традиционного отмечания годовщины его смерти. Миттельман ведет группы в гору для пикника возле могилы. «Это наше маленькое место паломничества. Это невероятный опыт», – говорит он.
В 17 веке в Фесе была большая еврейская община, а также известная ортодоксальная синагога Ибн Данан. Когда-то разваливающаяся, она была отремонтирована в 1990-х годах с помощью Всемирного фонда памятников и компании American Express. Король Мухаммед VI взял на себя обязательство возродить еврейские места в Марокко. Здешняя мелла — это лабиринт. Это была первая мелла в Марокко, чьё возникновение датируется примерно 1438 годом. В дополнение к еврейскому кладбищу, где похоронены несколько видных средневековых раввинов, в Фесе есть место, которое считается священным среди женщин, гробница Солики. Солика – как говорится в одной из легенд — была еврейской красавицей, обезглавленной в 1834 году за отказ принять ислам. Маймонид, один из самых влиятельных исследователей Торы в средние века, жил в Фесе с 1159 по 1165 год. Его каменный дом стоит того, чтобы сделать около него остановку. Пройдите несколько шагов, и вы обязательно найдете кого-то, кто согласится быть вашим гидом в Фесе и в других местах, но найти того, кто знает «еврейское Марокко», труднее, сказал Миттельман.
Если вы предпочитаете этот стиль путешествий, говорит Миттельман, у вас не должно быть проблем с нахождением памятников еврейской истории в небольших городах и деревнях. «Найдите первого 80-летнего жителя и спросите: «Вы помните здешних евреев?» Скорее всего, он скажет: «Да, и вот их имена и тот разрушающийся дом там, где они раньше жили»».