«Кулинария — это наше самовыражение»: гурманы-ультраортодоксы готовят современную еду
Михаэль Зильбершлаг ненавидела питаться вне дома: будучи последователем «кошер ле‑меадрин», одной из самых строгих форм кашрута, профессиональный поставщик продуктов обнаружила, что там часто не было ничего, что она хотела заказать. Вот почему два года назад Зильбершлаг запустила новый бренд Kosher and Tasty, присоединившись к волне харедим или ультраортодоксальных женщин в Израиле, которые смешивают старые правила с новыми, продвигая и совершенствуя традиционную еду своих общин.
Примерно раз в месяц Зильбершлаг проводит в своем доме в Хемеде, религиозной общине в центральном Израиле, мастер-классы по организации питания, собирая женщин со всей страны. В то время как в консервативных обществах кухня является традиционным пространством для женщин, женщины-предприниматели из числа харедим, подобные Зильбершлаг, описывают свою работу как своего рода пропаганду, ориентированную на потребителей, для борьбы с имиджем харедим как антисовременных.
Традиционно общины харедим живут изолированно от светского общества и, согласно консервативному толкованию еврейского религиозного законодательства, например, запрещают женщинам фотографироваться в общественных местах, и приказывают мужчинам весь день изучать религиозные тексты. Харедим, разделяющиеся на множество различных направлений, в настоящее время составляют 12% из 9 миллионов граждан Израиля, и, согласно Израильскому институту демократии, ожидается, что благодаря многодетным семьям их численность к 2065 году достигнет одной трети населения. Но по мере роста ультраортодоксальной общины она также меняется, и одной из форм такого изменения является развитие индустрии элитарной еды.
«Существует большое желание новых вещей, – говорит 49-летняя Малка Адлер, шоколатье и кондитер в Бней-Браке, ультраортодоксальном пригороде Тель-Авива. И она, и ее муж работают, что становится все более распространенным явлением. «Люди хотят более современную еду». Теилла Ситон редактор журнала о еде для харедим Taimot, ведет частную страницу в Фейсбуке для религиозных женщин-гурманов с более чем 13 000 участниц и наблюдает за изменениями из первых рук. «Раньше женщина просто готовила пищу для своих детей и дома. Но теперь приготовление пищи стало возможностью для самовыражения, люди смотрят кулинарные программы в Интернете, поэтому они ищут еду более высокого качества».
Ситон живет в Телз-Стоуне, ультраортодоксальном городе поблизости от Иерусалима, но выросла в Санхедрии, одном из многочисленных кварталов харедим в Иерусалиме. Такие женщины, как она, становятся все более значимыми в сфере общественного питания, кулинарных мастер-классов и спонсорского контента в социальных сетях, а также появляются на кулинарных радио-шоу для большинства харедим, которые вообще не используют интернет. Повара и владельцы ресторанов также начинают обслуживать посетителей-харедим.
Традиционно в общинах харедим существует запрет, особенно среди мужчин, в отношении того, чтобы есть в ресторанах и проводить время в кафе: это рассматривается как трата времени, которое следует использовать для изучения религиозных текстов. В традиционном ресторане харедим подают дешевые домашние блюда, такие как пирожки с картошкой или запеканку из лапши. «Существует большое сообщество, которое соблюдает «кошер ле‑меадрин» и готово тратить деньги», – говорит Ситон. «Постепенно владельцы ресторанов и повара начинают это понимать и открывать для них двери». «Вы должны понимать, что ресторан – почти единственная форма развлечения для пары харедим. Они не ходят в кино, они не ходят в театр. Так что ресторан — это то, что доступно».
Есть ограничения на то, какая еда «кошер ле‑меадрин» может быть доступна в Израиле. Это означает, что на мастер-классах Зильбершлаг запрещена спаржа (это связано с тем, что в ней нет насекомых). Тем не менее, растущий потребительский спрос оказывает влияние. В прошлом году «кошер ле‑меадрин» наконец включил в свои списки подслащенное сгущенное молоко. Адлер говорит, что столкнулась с трудностями при поиске подходящего молочного шоколада для своей выпечки, но помогли более широкие тенденции в развитии продуктов питания: она только что заказала свою первую партию веганского шоколада и все больше экспериментирует с кокосовым маслом.
Но не все меняется. Недавняя статья о ней и других кондитерах для религиозного журнала вышла в двух вариантах: в одном она была сфотографирована рядом с другой женщиной и двумя мужчинами-поварами; в другом были только фотографии мужчин. И хотя Адлер рекламирует свои групповые семинары для женщин только из уст в уста и в социальных сетях, многие пользователи из числа женщин-харедим скрывают свою личность, используя поддельные имена и фотографии, так как считают, что их присутствия в социальных сетях может разрушить перспективы брака для молодой женщины.
Ситон сказала, что люди не должны удивляться, увидев, как женщины-харедим используют фильтры в Instagram и хвастаются своей едой. «Интернет влияет на все виды изменений в секторе харедим, а не только на еду», – сказала она.