Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Суккот
Вечером 23 сентября (14 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Суккот – один из самых ярких и радостных праздников еврейского календаря. В Торе он назван «временем веселья» и «праздником сбора урожая». В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с Суккот – праздником кущей. Этот праздник назван в Торе «время радости нашей»; в дни Суккот нам заповедано «веселиться перед Б-гом».
Мы можем радоваться и веселиться по самым разным поводам. Но главное, что позволяет нам испытывать радость – это ощущение того, что мы живем в единстве со всеми вокруг. Именно об этом нам напоминают особые заповеди Суккот. В дни праздника мы берем четыре вида растений, символизирующие четыре вида людей, – и произносим благословение, которое делает их единым целым. В то же время сами мы собираемся в шалашах, где рядом сидят богатый и бедный, юноша и пожилой человек, знаток Торы и тот, кто только начал ее учить. Исполнение этих заповедей учит нас, что смысл и цель Суккот – это раскрыть идею единства, раскрыть то, что нас объединяет, обрести гармонию со всем миром и со всеми людьми. Недаром во времена Храма в дни Суккот приносили особые жертвы и читали особые молитвы для всех народов мира.
Первым шагом к достижению гармонии с окружающим миром является обретение мира в собственной душе. Для этого мы должны осознать одну важную вещь: все, что у нас есть, исходит от Б-га. Тот, кто полагает, что его жизненные блага зависят только от него самого, никогда не будет полностью доволен тем, что у него есть. Он всегда думает о том, чего еще нет, и это мешает ему радоваться. А если мы осознаём, что все получили от Б-га – тогда мы знаем, что Б-г дал нам именно то, что нам реально необходимо, и именно столько, сколько необходимо!
«Кто богат? Тот, кто доволен тем, что у него есть», учит царь Шломо, мудрейший из людей. Именно такое понимание дает нам Суккот – и это позволяет нам испытывать самую чистую радость и веселиться от всего сердца. Тем более что совсем недавно прошли Рош а-Шана и Йом Кипур, когда нам было дано приблизиться к Б-гу и поблагодарить Его за главный дар – за дар жизни!
А это, в свою очередь, приводит нас к осознанию единства со всеми людьми. Ведь все мы дети Б-га единого, и наш долг перед нашим небесным Отцом – жить в мире и любви, без зависти и распрей. Раскрыть Б-жественность в окружающем мире и через это обрести высшую духовную радость.
Да, мы очень разные. Мы по-разному смотрим на вещи, даем разные оценки событиям, высказываем разные желания и мнения. Единственный способ преодолеть все эти разногласия – это вспомнить, что есть кто-то выше нас, бесконечно более мудрый и в то же время бесконечно добрый и любящий. Именно этому учит нас Суккот – «дни радости нашей». И дай Б-г, чтобы уже в самое близкое время мы удостоились прийти к окончательной радости, когда все люди обретут мир в душе и мир во всем мире с приходом Машиаха!»
История праздника
Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.
Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.
При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.
Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.
Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)
В этом году Суккот начинается вечером 23 сентября (14 тишрея) в 18.09 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот – это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни – холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).
Суккот продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.
В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш может вместить одновременно более тысячи человек.
В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.