О выпавшем камне
С этим камнем, выпрыгнувшим из Стены плача ровнехонько в «зоне эгалитарной молитвы», проще говоря — на реформистском участке, предсказуемо все сразу стало многим понятно. И первая моя реакция уже почти условный рефлекс — вот набегут сейчас стряпчие Г-спода Б-га и все объяснят.
Но, раз никто не пострадал, самое время поговорить об этом — об указующем персте. Оно ведь и в Торе напрямую сказано (по крайней мере, если читать комментарий) там, где проклятия перечислены: «А если будете продолжать считать случившееся случайностью, то и Я продолжу вам эти случайности».
И Рамбам подробно пишет, что несчастья должны вызывать раскаяние. Потому что — не бывает ничего случайного.
Так против чего протестует все естество мое, когда появляются стряпчие? Наверное, против перекладывания вины на других.
Ну вот в нынешнем случае, например. Слушайте, ну это же не с высотки в Шанхае камень свалился. Не надо быть особенно верующим, чтобы подумать «Может, все-таки что-то там есть?».
А вот дальше — выводы здорового человека, на мой взгляд, касаются себя. И он бежит бить себя пяткой в грудь, помогать ближним, скрупулезничать в мицвот. А поиск виноватых вокруг — дело нехитрое, так себя и средневековые погромщики умели вести во время чумы.
Впрочем, есть и исключение из этого правила — праведники и пророки, которые с Ним на короткой ноге. Но я-то не…