Письмо Мартина Лютера с критикой евреев продается на аукционе
Письмо, написанное почти 500 лет назад Мартином Лютером, в котором он ссылается на евреев как «воплощение дьявола» во время тирады против бывшего союзника, выставлено на аукцион, но исследователи Лютера предупреждают, что человека, ответственного за Реформацию, не следует называть антисемитом.
Ожидается, что письмо будет продано по меньшей мере за 300 000 долларов США на аукционе, проводимом в Бостоне компанией RR Auction, который пройдет 11 июля. «Предметы, связанные с Мартином Лютером, не часто попадают на аукцион, и это невероятно отличное состояние для 500-летнего письма», – сказал исполнительный вице-президент RR Роберт Ливингстон.
Письмо было написано около сентября 1543 года высокопоставленному представителю берлинской церкви Св. Николая в ответ на письмо с просьбой об интерпретации Лютером некоторых библейских стихов, которыми бывший друг Лютера Иоганн Агрикола оправдывал свое позитивное отношение к евреям в том, что сейчас является Германией. В своем ответе Лютер говорит Георгу Бухгольцеру, что он хорошо проповедовал против евреев и должен продолжать это делать, игнорируя Агриколу, которого Лютер обвинил в том, что он является обычным лжецом. «Ибо эти иудеи не евреи, а воплощенные дьяволы, которые проклинают нашего Господа», – писал Лютер, согласно переводу RR Auction.
Лютер, чьи Девяносто пять тезисов в 1517 году вызвали протестантскую реформацию и раскол в христианстве, который все еще чувствуется, на ранней стадии своей деятельности сочувствовал евреям из-за плохого обращения с ними католической церкви, сказал Эрик Метаксас, автор вышедшей в 2017 году книги «Мартин Лютер». Нет никаких сомнений в том, что у Лютера были сильные негативные чувства к евреям в более позднем возрасте, когда он был «капризным и больным», но Метаксас предостерег от сравнения антисемитизма 16-го века с антисемитизмом 21 века.
Лютер был разочарован тем, что евреи не приняли его версию христианства. «Позже в своей жизни после того, как он в некотором смысле переосмыслил христианскую веру, как он думал, что ее следует представить, он был подавлен и обескуражен тем, что многие евреи той эпохи фактически не приняли этот свободный дар благодати через Иисуса», сказал Метаксас. У Европы была долгая история жестокого обращения с евреями, сказал Кристофер Бойд Браун, адъюнкт-профессор истории церкви в Бостонском университете.
«Лютер играет определенную роль в этой мрачной истории», – сказал Браун по электронной почте. «Однако, как бы ни была ужасна нетерпимость Лютера к своим еврейским современникам, Лютер не был антисемитом. Его критика иудаизма коренится в богословских разногласиях по поводу чтения общих священных Писаний, а не в расовой неприязни». Лютер осудил средневековые христианские обвинения в том, что евреи были ответственны за смерть Иисуса и активно выступал за ненасильственную религиозную терпимость, сказал Браун.
Письмо, которое заключено в кожаный чехол-раскладушку, скорее всего, будет продано музею или частному коллекционеру, который будет знать, как правильно его сохранить, сказал Ливингстон. Потерянное для истории до 1914 года, когда оно было обнаружено в частной коллекции немецкого барона, письмо продается немецким коллекционером документов.