Новости

Историк Яд Вашем: «Мы можем жить с большей частью израильско-польской декларации о Шоа»

10 июля 2018, 15:00 Польша-Израиль
Поделиться

Главный историк восхваляемого в Израиле мемориала Холокоста Яд Вашем защитила свою роль в израильско-польской декларации о Холокосте, которая вызвала бурю возмущения в Израиле, когда она была опубликована в крупных газетах на прошлой неделе.

В интервью государственной телекомпании Kan – ее первом публичном комментарии с момента начала скандала – профессор Дина Порат настаивала, что «мы можем жить» со многими претензиями скандальной Декларации о Холокосте. Она также признала, что может потребоваться некоторое разъяснение, сказав: «Если можно исправить, я бы исправила, я бы добавила, в этом нет никаких сомнений. Но не в атмосфере, которая была создана» вокруг декларации. «Вот почему я до сих пор не ответила; я не могла открыть рот в этом шуме».

Декларация была опубликована 27 июня премьер-министром Беньямином Нетаньяху и его польским коллегой Матеушем Моравецким в рамках подписанного ими соглашения, которое положило конец ссоре между Израилем и Польшей по поводу спорного польского закона, криминализирующего любое обвинение польской нации в «ответственности или со-ответственности за нацистские преступления, совершенные третьим Рейхом». Совместная декларация была опубликована через несколько минут после того, как парламент Польши принял закон, чтобы снять тревожные пассажи прежнего акта, и президент Анджей Дуда подписал его.

Это заявление касалось Холокоста и роли Польши в нем. Там говорилось, что термин «польские лагеря смерти» является «явно ошибочным» и подчеркивалось, что во время войны польское правительство в изгнании «старалось остановить эту нацистскую деятельность, пытаясь повысить осведомленность западных союзников о систематическом убийстве польских евреев». Оно также отвергло антисемитизм и «антиполонизм». Наиболее спорным стал пассаж, осудивший «каждый случай жестокости по отношению к евреям, совершенный поляками во время … Второй мировой войны», но отметивший, что «героические акты многочисленных поляков, особенно Праведников народов мира, которые рисковали своими жизнями, чтобы спасти еврейский народ».

5 июля Яд Вашем, израильский мемориальный и исследовательский центр Холокоста, опубликовал резкий анализ измененного закона и совместного заявления. Совместная декларация, издаваемая Варшавой и Иерусалимом, «содержит весьма проблематичную формулировку, которая противоречит существующим и принятым историческим знаниям в этой области», – говорится в пресс-релизе учреждения. Совместная декларация вызвала политическую бурю в Израиле на прошлой неделе после того, как неправительственная организация, связанная с правительством Польши, решила опубликовать ее содержание, переведенное на местные языки, в газетах в Израиле, Польше, Германии, США и в других странах.

В течение всего скандала главные переговорщики Нетаньяху в секретных переговорах с Польшей, которые привели к соглашению, настаивали на том, что Порат, известный историк антисемитизма и Холокоста, участвовала в переговорах на протяжении всего переговорного процесса и что «исторические заявления, которые появляются в декларации были одобрены ею». Порат 8 июля отрицала этот тезис, заявив, что с ней действительно консультировались на переговорах, но только на «добровольной, личной и конфиденциальной основе», а не как с представителем Яд Вашем. Она также не одобряла каждый тезис. «Никто не обещал изменить каждое слово, которое я попросила изменить», – сказала она.

На прошлой неделе газета «Times of Israel» сообщила, что Порат не видела окончательного проекта заявления до того, как он был обнародован. Но, она настаивала  8 июля, что текст тем не менее отражал законное требование поляков. «Я не думаю, что вы можете обвинить весь польский народ в систематическом преследовании евреев во время Холокоста», сказала она. «Поляки действительно были жертвами» нацистов. Она сказала, что согласна с критикой, что это заявление содержит формулировки, которые, как представляется, увеличивают масштаб польской помощи евреям, в то же время сводя к минимуму соучастие поляков в нацистских преследованиях. «Они не хотят, чтобы их преступления были центральными в их сознании или личности. Им нужна другая идентичность», – сказала она.

Отвечая на вопрос о явном уравнении в декларации антисемитизма и «антиполонизма», она попыталась изложить польскую точку зрения. «Поляки протестовали против того, что мы простили немцев из-за репараций, и поэтому мы не ругаем немцев так, как мы ругаем Поляков. Они утверждают, что Германия купила наше прощение деньгами, в то время как они говорят: «Мы бедные люди». Вот что имеет в виду польская сторона, когда жалуется на, «антиполонизм», сказала она.

В интервью Порат согласилась с критикой Яд Вашем одной конкретной фразы в декларации, которая вызвала ожесточенное осуждение в Израиле. В ней говорилось: «Некоторые люди, независимо от их происхождения, религии или мировоззрения, в то время раскрывали свою самую темную сторону». Яд Вашем охарактеризовал это предложение как «возмутительную инсинуацию о том, что евреи также раскрыли «свою самую темную сторону в то время»». Это была «очень плохая фраза, плохо сформулированная», – сказала Порат. Те, кто раскрыл свою «самую темную сторону», настаивала она, «были поляками, а они были католиками».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции